Железнодорожная авария в Китае снова привлекла внимание к местной специфике

The Epoch Times26.07.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:52

Экскаваторы в срочном порядке закопали упавшие с моста вагоны. Фото с epochtimes.com


Экскаваторы в срочном порядке закопали упавшие с моста вагоны. Фото с epochtimes.com

Двухлетняя Сян Вэйи, которую чуть не закопали заживо вместе с вагоном. Фото: STR/AFP/Getty Images


Двухлетняя Сян Вэйи, которую чуть не закопали заживо вместе с вагоном. Фото: STR/AFP/Getty Images

Железнодорожная авария. Район города Вэньчжоу. Июль 2011 год. Фото с epochtimes.com


Железнодорожная авария. Район города Вэньчжоу. Июль 2011 год. Фото с epochtimes.com

Вечером 23 июля, недалеко от восточного китайского города Вэньчжоу, столкнулись два скоростных поезда «Хэсе» («Гармония»). В результате два вагона упали с моста. Погибло более 40 человек, более 200 доставлены в больницы. Дальнейшее развитие событий может показаться странным для представителей западного общества, однако это вполне типично для современного Китая.

Контроль СМИ

Один из китайских блоггеров с иронией написал так: «Китайские власти не могут обеспечить контроль железной дороги, зато могут обеспечить контроль СМИ».

Несмотря на масштабы трагедии и количество пострадавших, на следующий день ни одна из четырёх крупных официальных китайских газет практически ничего не сообщила об этом. Главной новостью «народных» газет была проводимая центральным военным советом ЦК КПК церемония повышения в звании шести генералов.

Однако местные китайские газеты успели выделить новость об инциденте на первых полосах своих изданий.

Успели потому, что на следующий день центральный отдел пропаганды компартии разослал всем китайским СМИ распоряжение по катастрофе следующего содержания:

1. Информацию о числе пострадавших брать только у соответствующих департаментов;

2. Сообщения не должны быть слишком частые;

3. Необходимо больше сообщать трогательные истории спасения людей;

4. Не присылать корреспондентов на место происшествия для сбора информации;

5. Не проводить никаких своих расследований причин катастрофы;

6. Не давать никаких аналитических статей и самоанализа;

7. Не соединять происшествие с развитием в стране скоростных поездов.

Об этом сообщили источники из китайских СМИ.

В день катастрофы Министерство железных дорог КНР провело пресс-конференцию. Однако охрана пустила только журналистов агентства «Синьхуа» и Центрального телевидения. Многочисленные представители других СМИ, в том числе и иностранных, остались за дверью.

Вагоны быстро закопали

Сразу после аварии к месту инцидента было стянуто восемь экскаваторов, которые за несколько часов вырыли большой глубокий котлован, после чего упавшие с моста вагоны были разрезаны, спрессованы и закопаны.

До начала этой операции чиновники сообщили, что спасатели проверили вагоны и гарантируют, что там нет признаков жизни. Однако, когда начались работы, в одном из отсеков вагона была обнаружена живая двухлетняя девочка. У неё была сломана нога и лёгкие ушибы на теле.

Осталось неизвестным, почему власти решили в такой спешке закопать вагоны. Однако это вызвало бурное обсуждение в интернете. Многие уверены, что правительство снова пытается что-то скрыть и что, возможно, в закопанных вагонах остались тела погибших.

Количество погибших

Официальное количество числа погибших в катастрофе быстро приблизилось к цифре 35 и, несмотря на то, что из-за множества свидетелей это число не выдерживало никакой критики, власти старались всеми силами оставить его без изменений.

Что же это за магическое число «35»?

Дело в том, что по китайским законам, если в результате инцидента погибает более 36 человек, то увольняют чиновников уровня горкома партии вместе с председателем. Поэтому зачастую местные власти сообщают фиктивные данные, чтобы удержаться в своих креслах.

Один из китайских блогеров опубликовал обнародованную в СМИ информацию о погибших в различных инцидентах в Китае за последние несколько лет. Оказалось, что в прошлом году пять катастроф унесли жизни от 33 до 35 человек каждая, в 2008 году в семи авариях погибло по 34-35 человек и так далее. Везде не более 35.

Родственники пострадавших в железнодорожной катастрофе рассказали, что в самом начале власти не пускали их в морг похоронного бюро для опознания тел своих родных. Пустили только через сутки. По их словам, погибших там гораздо больше чем 35 человек. Некоторые говорят, что видели более 100 трупов.

Безопасность китайских скоростных железных дорог под сомнением

Скоростные железные дороги являются одним из амбициозных проектов китайских властей, который уже обошёлся стране в миллиарды долларов.

Однако в последнее время появляется всё больше критики в адрес этого проекта, а также высказываются опасения по поводу безопасности этих поездов.

Скоростные поезда для большинства китайцев являются дорогим удовольствием, часто вагоны экспрессов едут почти пустые.

Многие скоростные линии были построены в ускоренных режимах. В совокупности с большой коррупцией, это могло значительно повлиять на безопасность, как, например, было в провинции Сычуань, где во время землетрясения разрушились здания школ, построенные из остатков разворованных стройматериалов, похоронив под собой множество детей.

Для сравнения, в Германии строительство скоростной железной дороги занимает 11 лет, в Китае 3-4 года. В Германии на машиниста скоростной линии надо учиться 3 месяца, в Китае — 10 дней.

Инженер Вэй Цзини, бывший контролер качества, а также проектировщик компании пассажирских железнодорожных вагонов города Чанчуня провинции Цзилинь, рассказал корреспонденту The Epoch Times, что высокоскоростные линии — это очень сложная система, и что Китай в настоящее время не имеет для неё достаточных технических условий.

«Различные технологии, как части этой системы, были заимствованы из Германии, Франции, Канады, Японии и других стран. Но они плохо или совсем не сочетаются друг с другом. К тому же все эти технологии были рассчитаны на максимальную скорость в 200 км в час, а китайские власти хотели во что бы то ни стало разогнать поезда до 300 км в час. Зачем это было делать?» — возмущается Вэй.

Он также рассказал, что в Министерстве железных дорог КНР издавна существует негласное правило — «если авария произошла с грузовым составом, то обнародовать эту информацию, если с пассажирским, то не обнародовать, но если никто не погиб, то можно обнародовать».

По поводу общей ситуации в современном Китае, для которой характерна чрезмерная спешка в развитии и показуха, своим мнением поделился экономист Ци Яньчень.

«Китайские власти поклоняются экономическому росту, как религии. В процессе этого роста, они непременно хотят создать чудеса. Только вот народ не очень поддерживает этот пыл. Все эти самые высокие здания, самые быстрые поезда, космические корабли, авианосцы, и так далее, не улучшают жизнь простых китайцев. Но при этом власти не способны даже наладить контроль над качеством пищевых продуктов», — говорит он.

Статья на первой полосе газеты New York Times от 25 июля начинается метким стихотворением китайского блоггера. Смысл его примерно следующий: «Китай, пожалуйста, перестань нестись во весь опор. Подожди свой народ, подожди свою душу, подожди свою нравственность, которые отстают! Не надо, чтобы поезда сходили с рельс, чтобы мосты падали, чтобы дома разваливались, чтобы дороги проваливались. Замедли немного шаг, позволь каждому своему гражданину насладиться свободой и почувствовать себя человеком».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА