Книга должна жить дома. Список для чтения или…

Автор: 06.02.2012 Обновлено: 06.09.2021 13:55

Анна Радзивилл, Екатерина Тенютина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Анна Радзивилл, Екатерина Тенютина. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Очередная «не предвыборная» статья кандидата в президенты, в которой было предложено составить список из 100 книг, чтобы их прочитали все школьники и «все уважающие себя студенты», вызвала шквал откликов. Читатели заполняют Инет своими «сотнями», оживились литераторы, чиновники готовы войти в состав указующих комиссий. Студенческие советы многих вузов поддерживают идею премьера. Правда, возникает естественный вопрос: разве студенты вузов до сих пор не прочитали по 100 книг?
Французские острословы и швейцарцы, посматривающие на мир со своего балкона, тоже высказали свое мнение. Они довольно дружно ухватились за один аспект: усмотрели в тексте заботу не о повышении интеллектуального потенциала страны, а о сохранении главенства русской культуры, что, впрочем, следует из названия статьи: «Россия: национальный вопрос». Куда им, европейцам, нас понять. Нам важнее чтение, и что бы ни утверждали социологи, мы по-прежнему читающая нация, и каждый (или почти каждый) имеет свой список предпочтений и каждому есть, что сказать по поводу этой инициативы.

Однако едва ли не самым авторитетным будет мнение школьных учителей. Если мы судим только по себе, своему ребёнку и соседу, то педагоги знают о ситуации с чтением (и не только) в полном объёме.

С РИА Новости педагоги петербургской гимназии № 56, неоднократно входившей в число лучших в стране, поделились своим мнением о проблемах и задачах чтения.

Директор гимназии, народный учитель РФ Майя Пильдес, признаёт эту тему всенародной. Она не согласна с тем, что дети стали меньше читать: «Всегда были “читатели и не читатели”». Просто сегодня весь мир читает меньше, так как появились многие другие возможности получения информации.

Однако «невозможно заставить кого-то полюбить шелест страниц», нужно уметь заинтересовать. Учительница отмечает, что школа в этом вопросе «находится на втором плане». Она напомнила высказывание известного педагога С. Макаренко о том, что ребёнка воспитывают до пяти лет, а потом перевоспитывают. Поэтому «книга должна жить дома», и педагоги её школы стараются выполнить две задачи: приучить детей к тому, чтобы в доме были книги, и научить их посещать библиотеки. «Школа обязана приучать читать», — говорит М. Пильдес.

Богатейший опыт преподавателя литературы, заслуженного учителя РФ Екатерины Тенютиной позволяет ей делать определённые обобщения. «Список литературы нужен как некий ориентир. Первые 50 книг бесспорно важны для всех, — считает она, — далее будут естественные споры о современных авторах».

В гимназии накоплен большой опыт работы с книгой, действуют специальные программы «Круг чтения», «Нескучное лето» и другие. Учителя привлекают школьников к чтению, «пробуждая интерес и прививая вкус». Дети усваивают мысль о том, что «книгочей успешен и в других областях». Однако, понимая, что это прагматический подход, учителя разрабатывают с помощью интересных заданий и даже кроссвордов специальные пособия, развивающие интерес к прочитанному.

«Поэтому важно не просто список составить, а найти способ заинтересовать ученика», — считает Е. Тенютина. На самом деле, списки уже существуют, они включены в школьные программы.

В обсуждении принимала участие Анна Радзивилл, руководитель отделения Союза писателей России по Ленинградской области, член Петровской Академии наук и искусств. По её мнению, список из 100 книг нужен, «чтобы люди могли лучше понимать друг друга. Такие списки были всегда». А. Радзивилл считает, что в России всегда глубоко изучали литературу – основу интеллектуального и нравственного развития человека, но сегодня «из-за исторических сдвигов забыли многих замечательных писателей». Она привела в пример названия тем школьных сочинений столетней давности, которые пробуждали духовное начало в человеке: «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «О непрочности счастья, основанного на материальном богатстве» и другие. Чем не пример?

Размышляя о том, кто же вправе создавать такой список, участники высказали разные мнения. А. Радзивилл отметила, что книги, как и люди, имеют продолжительность своей жизни, что-то неизбежно устаревает. «В списке должны быть книги, которые имеют будущее. Мир меняется, и список будет меняться с течением жизни», — считает она. Поработать над этим списком, по её мнению, могла бы Общественная палата при президенте, будучи «слепком общества».

М. Пильдес полагает, что «ничего не нужно составлять, всё уже имеется в школьной программе». Главная задача – привить вкус, и чтобы темы для чтения диктовала жизнь, а не комиссии, как это случалось в ещё недалёкие времена. Завершая встречу, она сказала: «Главное, что у этой дискуссии не должно быть итога (конца)».

Е. Тенютина посоветовала всем познакомиться с новым школьным учебником по литературе, созданным И. Сухих и С. Белокуровой. Видимо, также неплохо прислушаться к её размышлениям о списке современных авторов. Она отметила сибирскую серию Алексея Иванова «с его умением мыслить нравственными категориями», Татьяну Толстую и её антиутопию «Кысь», Захара Прилепина и Дину Рубину. По мысли педагога, важно учитывать и «региональный элемент», то есть литературу, которая учит любить свою малую родину.

В. Путин написал: «В нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и «раздергано» на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия». Разве станешь спорить с тем, что очевидно? Лишь бы эта «тонкая терапия не стала делить всех на хороших русских и плохих русских», — побаиваются за нас французы.

Список для чтения, надо думать, будет составлен, главное, чтобы он послужил для размышлений, которых так недостаёт. Ещё важнее, чтобы он не стал единственным.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА