Татьяна Шумская: Художник видит не глазами, художник видит сердцем

The Epoch Times10.06.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:11
Портрет Татьяны Шумской. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Портрет Татьяны Шумской. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Одному российскому коллекционеру предложили картину нидерландского художника XVII века Хендрика Аверкампа за 8 миллионов долларов. И он купил. Другой готов отдать половину своего состояния за полотно Рембрандта или Веласкеса… Что за магия сокрыта в древних холстах? Выставки живописи, вернисажи… Здесь собирается бомонд, приходят люди интеллигентные и знающие. Они хотят увидеть подлинное искусство. Зачем? Что оно дает человеку? И что вообще должно выражать живопись? Есть ли у неё какие-либо задачи? Почему живопись имеет такое огромное влияние на человека?


С этими вопросами мы обратились к члену Союза художников СССР и Украины, художнице Татьяне Шумской.

Т.Ш.: Задача художника – остановить мгновенье. Человек не знает, что будет с ним через минуту, час. Мы и живем в стрессе. Но мечтаем о покое, о вечности, которую мы жаждем, но о которой мы ничего не знаем. Эта вечность находится внутри нас. Нам хочется, чтобы всё вокруг было постоянно, чтобы ничего не ускользало от наших глаз. Когда мы видим что-то прекрасное, мы хотим его оставить, хотим сберечь для себя.

– Если вечность находится внутри нас, то получается, что живопись – это путешествие в глубину своей души?

Т.Ш.: Да, я изображаю не то, что вижу, я изображаю то, что чувствую. Картина ведь не фотография. Художник пишет сердцем. Мы пишем природу, а природа – это рай, который нам создал Творец. И хотя люди его разрушили, художники ищут красоту там, где её почти не осталось. Завалинки, высохшие деревья, старые пни – пейзажист находит прекрасное во всём. Другими словами, красота живёт в его душе. Художник воссоздает в картинах тот самый рай. И тогда его работа притягивает зрителей. Максим Горький хорошо сказал: «В пустыне нет красоты, красота в душе араба».


– Если зритель может сопереживать, глядя на картину, ощущать в себе её тепло, значит, у него тоже есть эта память?

Т.Ш.: Да, и ниточка от картины тянется к нашей глубокой памяти, то есть в рай. Искусство зародилось как тоска по раю, по вечности.


– Вы считаете, что люди, на самом деле, хотят покоя?

Т.Ш.: Ощущение уходящего – молодости, да и времени бытия вообще, когда ничего невозможно остановить, действует на людей угнетающе. Люди боятся потерять то, что имеют. Они хотят покоя и тишины. А ведь действительно, невозможно защитить минуту счастья, которое сейчас с тобой. Может, завтра придет такое…


– Что же может случиться? Ну, разве что конец света…

Т.Ш.: Бывают беды и поменьше. Например, ты сегодня живешь в шикарной трёхкомнатной квартире, а завтра оказался на улице. Я через это прошла, я была без жилья.


– И ночевали в пустом школьном классе на старых газетах, как Левитан?

Т.Ш.: Почти что так. Очень неуютно. Но сейчас у меня малюсенькая «одиночка». Когда я прихожу домой, пространство, словно, расширяется. Время останавливается. Мне так хорошо дома. Здесь я отдыхаю от суеты. На стенах висят мои картины. Они излучают энергию и тем подпитывают меня.


– Вы говорите, что картины, написанные с натуры, несут большую энергетику, совсем не то, что картины, созданные по памяти.

Т.Ш.: Не то слово. На картины, нарисованные с натуры, можно смотреть бесконечно. Если картина написана с фотографии или по памяти, вы получите лишь первое впечатление. Но долго смотреть вы не захотите, там пусто.


– Чем вы это объясняете?

Т.Ш.: Не всё в этом мире мы понимаем. Но когда пишешь с натуры, даже если неудачно, то там присутствует энергетика. Это ощутимо. У меня есть одна незаконченная работа, она мне не нравится, но выбросить не могу, от неё энергия идет.


– Вы говорите, что духовность, мораль и культура, в частности, живопись – взаимосвязанные вещи?

Т.Ш.: Безусловно, да.


– Из ваших слов следует, что художник через свои произведения влияет на людей. И от того, чем наполнены будут его картины, человек получит для себя благо или зло. Верно?

Т.Ш.: В этом мире всё взаимосвязано. Хорошая художественная работа для каждого человека может служить «подпиткой». Он будет наслаждаться живописным полотном и тем самым вбирать его положительную энергию.


– Ах, вот почему коллекционеры собирают у себя большое количество истинных произведений искусства и тратят на это баснословные деньги. Картины их реально «подпитывают».

Т.Ш.: Да. Именно так.


– В традиционной китайской живописи считается, что если художник – человек добропорядочный, высоконравственный, то его картина даёт зрителю добрую энергию. Известно, что когда человек пишет, он оставляет в картине свой след, свою ауру. И энергия художника может гармонизировать поле зрителя, она будет действовать на него умиротворяюще. Как это можно объяснить?

Т.Ш.: Красивая картина, несущая положительный заряд, и есть тот потерянный рай, который мы пытаемся вернуть. Если идти от Создателя, то легко объяснить, зачем нужна художнику духовность, почему художник должен быть нравственным человеком.

– А что если художник аморален, тогда созерцание его картин будет разрушать психику человека?

Т.Ш.: У нас одна девочка-дипломница нарисовала ужастик. Считаю, что абсолютно недопустимо выставлять такие картины. Кто-то повесит у себя дома на стену, и этот монстр будет постоянно заряжать его «чёрной» энергией.


– Скажите, любой человек, мало-мальски умеющий держать в руке кисть, может написать картину, и она будет «испускать энергию»?

Т.Ш.: Дилетанты не напишут такой картины, она будет пустая, как бы они ни старались. Способность надолго «заряжать» человека энергией даёт техника и школа.

Посмотрите, вот «Букет сирени», вот «Пасмурный день». Любую картину я могу повторить в точности потому, что я знаю технику живописи. Любой мазок подчиняется своим правилам.

– Мне казалось, что только очень редкие, особо одарённые художники могут повторить свои работы.

Т.Ш.: Все живописцы, у кого есть школа, могут повторить любую свою работу. Только абстракционисты не могут.


– Почему?

Т.Ш.: Они пишут по настроению, под воздействием каких-то сиюминутных впечатлений. Недостатки всех этих течений, всех этих кубизмов, авангардистов и прочих измов в том, что у них нет настоящей техники и школы.


– Но талант у них есть? Это вы не отрицаете?

Т.Ш.: Талант есть. Но нужно приложить труд. Сам по себе талант – это как комок энергии, который выплескивается из души и готов взорваться. Человеку хочется всё сразу. Эта энергия глупышки. Её надо направить на труд, обратить в дело. Ему надо было вкалывать лет десять, как чернорабочему, и вот тогда его талант свободно раскрывался бы вместе с ростом мастерства. Как любой не огранённый камень выглядит безобразно, а после огранки он сверкает своей природной красотой.

И здесь я ничего не придумываю. Давайте определимся, что такое талант. Это дар. Но чтобы его реализовать, нужна школа, нужен тяжелейший труд. Посмотрите на картины Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Почитайте романы Льва Толстого, Достоевского. Во сколько лет они создали свои самые сильные творения? В 70-80 лет. А до этого что? До этого приобретали опыт, упорно трудились, и только тогда появились произведения высокого мастерства и высокой техники исполнения. Таланту нужен труд.

Но многие представители современных авангардных течений в живописи хотели сразу стать известными. Они не желали шлифовать технику рисунка. Вот и появились всякие направления, всякие ИЗМЫ – кубизмы, авангардизмы и прочие. Тем самым они прикрывают лень. А иногда хотят «быстрых» денег.


– А почему люди их восприняли? Почему превозносят?

Т.Ш.: Никто их не воспринял. Давайте вспомним сказку о голом короле.


– Убедительный довод.

Т.Ш.: По-настоящему красивое нравится всем, даже если они до конца не могут осознать, почему это им нравится. Это свойство самой красоты. У меня папа был маляр. Он иногда рисовал для себя, копировал открытки. Помню, мне было 3 или 4 года, я едва дотягивалась до палитры, до столика с его красками. Он рисовал, я наблюдала и думала: «Ну, почему он так плохо рисует, почему неправильно? Надо бы вот так».


– То есть вы хотите сказать, что истинную красоту человек чувствует неосознанно, независимо от возраста. По-видимому, это свойство природы человека?

Т.Ш.: Да, и даже сейчас, когда я нарисую что-то, показываю своим ученикам, спрашиваю: дети, это хорошо? Если они одобряют, я продолжаю работать. Но бывает, им не нравится. И я задумываюсь, где я сделала не так, что нужно изменить?


– Недаром в народе бытует пословица: устами ребёнка глаголет истина.

Т.Ш.: И ещё, если говорить о таланте. Предположим, человеку дан талант к физике или астрономии. Можем ли мы себе представить, что этот человек, нигде не учась, не окончив школу, что-то изобретёт или сделает научное открытие?


– Ни в коем случае.

Т.Ш.: Вот именно. Такое никому не придёт в голову, так как, для того чтобы серьёзно заниматься такой наукой, как физика, нужна сумма знаний. И только тогда у талантливого человека, у человека с божьим даром появляются идеи, озарения. Но нужны изначальные знания.


– Словом, нужен фундамент, на котором можно будет строить дом, так?

Т.Ш.: Когда человек этот набрал сумму знаний, он достоин открытий. И тогда творец дает ему озарение.


– Вы хотите сказать, не сам человек своим трудом может дойти до открытий в области физики, математики, астрономии, а озарение ему даёт творец?

Т.Ш.: Ну, конечно. Вернемся в сферу искусства. Здесь, в живописи, то же самое. Просто в художестве легче обмануть. Неподготовленного человека легко обмануть, но профессионала не обманешь. Например, мне достаточно посмотреть на одну работу какого-то художника, чтобы определить – настоящий это художник или авантюрист. Причем, я покажу конкретно, где его ошибки с точки зрения законов живописи.


– А если он скажет: «А я так вижу»? Возможно, он именно так воспринимает действительность.

Т.Ш.: Да! Они так и говорят. И смогли убедить в этом других.


– Как в сказке о голом короле?

Т.Ш.: Конечно. Взять тот же «Чёрный квадрат» Малевича. Малевич – порождение времени. Его «Чёрный квадрат» – это бездна, в которую попала наша страна в 1917 году. Это не живопись, это – философия.


– А Пикассо?

– По поводу Пикассо я сделала такое открытие. У меня есть книжка, в ней фотография его работы, которую он написал в 15 лет. Шикарная работа! Технически великолепна! Видно сразу, что это работа зрелого художника. И именно та картина завоевала все премии, какие только могла. Пикассо стал знаменитым уже в 15 лет.


– Ну, вот! Значит, слава его не дутая?

Т.Ш.: Так, знаете, в чем причина? У него папа был преподавателем живописи. Под влиянием отца Пикассо создал несколько хороших академических работ. У него была техника.
Когда папы не стало, Пикассо пустился в «свободное плавание». Он перестал следовать правилам академической живописи и больше не смог писать замечательные полотна.


– Почему он перестал следовать правилам?

Т.Ш.: Может быть, не смог, а может, не захотел. Искусствоведы придумывают ему оправдание: мол, с помощью своего стиля Пикассо хотел выразить бедноту, нищету, что-то там ещё. Пожалуйста. Выражай себе, что хочешь. Только в его работах нет техники. Он – не художник. Он просто слабак.


– Значит, авангардисты и представители других современных течений имеют талант, но не имеют терпения, чтобы воплотить его?

Т.Ш.: Все, кто получил от Бога талант, но не хочет его совершенствовать, а сейчас есть такая возможность, – лентяи. В Библии есть притча о талантах, когда трём сыновьям отец дал одинаковое количество денег – по одному таланту. Тогда это была большая сумма. Каждый из сыновей распорядился по-своему. Один закопал в землю, другой прогулял, а третий сын вложил в дело и приумножил отцовский капитал. Ему-то отец и завещал всё, что имел сам.

Так и с талантом живописца. Иному даны были от рождения способности, а он макнул кисть, что-то намалевал на холсте. Картину продал, деньги прогулял.


– Если следовать притче, абстракционисты – это те, кто прогулял свои таланты?

Т.Ш.: Да, прогуляли. Картины, выполненные ими, не наполняют человека, они его разрушают. Вот такие же люди разрушили рай, который был подарен людям.


– В Русском музее, в Эрмитаже, Третьяковке в основу многих картин старых мастеров положены библейские сюжеты. Почему так?

Т.Ш.: До революции не было атеизма. Многие картины рисовались на библейские темы. Если рассматривать историю человечества, то во все века люди верили в Небесные силы. Они знали, что есть тот, кто их создал, и кто о них заботится, дает им пищу и кров. Атеизм появился совсем недавно. Сколько миллионов лет существовало человечество, люди всегда знали, что есть Бог. Вот в последние 70 лет появился атеизм, он разрушил личность человека, разрушил храм его души. Что такое «Чёрный квадрат»? Это разрушение рая. Малевич своей картиной сказал: «Это конец!»


– Есть ли у искусства какое-либо особое предназначение?

Т.Ш.: Предназначение искусства, и, в частности, живописи, – оставить человеку надежду и подсказать ему путь к познанию себя. Ведь красота, – а живопись и должна выражать истинную красоту – одухотворяет человека, даёт ему силы жить.


– Может ли искусство участвовать в политике?

Т.Ш.: Нет. Искусство должно уводить от политики в мир без политики. А мир без политики – это рай. Вот и получается, что предназначение искусства – напоминать людям, откуда мы вышли и куда должны стремиться.


– Спасибо! Успехов вам!

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА