Как из-за невежества и зависти убили второго патриарха дзэн-буддизма
Хуэйкэ (487—593) также был известен как Сэнкэ. Его мирское имя было Цзи Гуан, а прозвище — Шэнь Гуан, то есть «Божественный свет». Он родился в Хулао, округ Лоян, провинция Хэнань. Хуэйкэ — одна из важнейших фигур в дзэн-буддизме. Его почтительно называют вторым патриархом школы Чань [оригинальное название дзэн-буддизма]. Он был убит по решению местных властей в возрасте 107 лет по ложному обвинению. /epochtimes.ru/
В молодости Хуэйкэ был последователем конфуцианства. Он слыл начитанным и умным человеком. Но Хуэйкэ решил уйти от мирской жизни и отправился в монастырь Шаолинь на горе Суншань. Там поступил в ученики к Бодхидхарме, чтобы постигать учение о Дхьяне [медитации, кит. «Чань», яп. «Дзэн»]. «С отрубленными руками осваивать учение Будды», — так говорили о Хуэйкэ, который самоотверженно изучал проповеди.
Хуэйкэ оклеветали и предали казни
Во времена династии Северная Ци (государство эпохи Северных и Южных династий, 550-577 гг.) в Е-ду был монастырь, насчитывавший четыре тысячи зданий. Там жили более 80 тысяч монахов и монахинь. Это был северный центр буддизма.
Хуэйкэ постоянно странствовал между Е-ду и областью Вэй. Когда император У-ди династии Северная Чжоу (государство эпохи Северных и Южных династий, 557-581 гг.) начал кампанию по преследованию буддистов, по его указу три миллиона монахов заставили вернуться к мирской жизни, сожгли более десяти тысяч храмов, уничтожили множество статуй Будды.
Чтобы избежать религиозных репрессий, Хуэйкэ спрятался и жил отшельником в горах и лесах. После смерти У-ди он вернулся в монастырь Шаолинь. В 589 г. Хуэйкэ вернулся в Е-ду, чтобы продолжить распространение дзэн-буддизма.
В 9 г. периода Кайхуан (590 г.) династии Суй Хуэйкэ приехал проповедовать дзэн-буддизм в монастырь Куанцзяо в уезде Чэн-ань, округ Ханьдань.
Ввиду того, что дзэнские доктрины очень близки к мирской философии, слушателей у монаха становилось всё больше. И даже ученики некоего Бяньхэ стали массово ходить на проповеди старца. Тогда Бяньхэ потребовал, чтобы настоятель монастыря Куанцзяо выгнал Хуэйкэ. Когда настоятель отказался это делать, Бяньхэ отправился к начальнику уезда Чэн-ань Ди Чжунканю и оклеветал старца. Он заявил, что Хуэйкэ распространяет лжеучение и имеет зловещие планы; говорит о хороших временах династии Северная Вэй и что нужно вернуть былой порядок; на словах наставляет руководствоваться учением махаяна-буддизма, а на самом деле организовывает бунт.
Уездный начальник тут же объявил, что монах занимается незаконной деятельностью и приказал высечь его батогами. К тому же начальник уезда представил доклад императору Вэнь-ди * династии Суй, где написал, что Хуэйкэ планирует мятеж. Император Вэнь-ди тогда только объединил страну и опасался смуты. Поэтому он приказал отрубить Хуэйкэ голову.
Чудеса после смерти Хуэйкэ
В 16 день 3 месяца 13 г. периода Кайхуан династии Суй (593 г.) в уезде Чэн-ань, в 12 км от г. Ханьдань, 107-летнего дзэнского наставника Хуэйкэ обезглавили.
Согласно литературным и историческим записям, когда старцу отрубили голову, из его тела потекла не кровь, а молоко. И цвет кожи у монаха остался, как у живого. Начальник уезда распорядился, чтобы труп Хуэйкэ на несколько дней выставили за городскими стенами. Тело не только не начало разлагаться, но ещё и стало издавать дивный аромат, который разнёсся на большое расстояние.
Жители уезда стали это обсуждать, а уездного начальника охватил страх. Он приказал выбросить тело Хуэйкэ в реку Чжанхэ. Но труп старца неожиданно сел на поверхности воды в позу лотоса, проплыл против течения 9 км и, достигнув деревни Лу, остановился. Там его ученики вытащили тело на берег и похоронили на севере деревни. Сейчас эта деревня носит название Эр-цзу, то есть деревня Второго патриарха.
Последователи монаха, чтобы восстановить доброе имя своего учителя, много раз обращались к императору, жаловались на несправедливость в отношении Хуэйкэ.
Император Вэнь-ди, который сам исповедовал буддизм, разобравшись в случившемся, пожалел о содеянном. Вэнь-ди сказал: «Это был настоящий Бодхисаттва». Он велел расследовать инцидент, связанный с гибелью старца, наказать чиновника, который пренебрёг своими служебными обязанностями, а также принести в честь погибшего жертвы. Также он пожаловал Хуэйкэ звание Великого наставника правоверной школы Пуцзяо, что значит «Всеобщее Пробуждение».
В 16 г. периода Чжэньгуань царь династии Тан Ли Шиминь [Тайцзун] отправил генерала Юйчы Цзиндэ проконтролировать ремонт монастыря и строительство пагоды, в которой впоследствии поместили прах Хуэйкэ. Император Жэньцзун династии Сун дал монастырю название «Гуанцы чань-юань», то есть «Безграничное милосердие». Император Чжэцзун династии Сун присвоил ему название «Юаньфусы», что значит «Великий талисман».
В 1949 г. китайская коммунистическая партия стала уничтожать статуи Будды и занимать храмы. Монастырь Куанцзяо, в котором проповедовал Хуэйкэ, превратили в храм героев революции. В 1966 г., во время «культурной революции», здания монастыря Юаньфусы снесли до основания. Хранилище культурных реликвий китайской компартии вскрыло гробницу Хуэйкэ и похитило нетленные останки патриарха дзэн-буддизма.
* Император Вэнь-ди династии Суй [врождённое имя Ян Цзянь] (541—604, правил 581—604) — основатель и первый император династии Суй. Считается важной фигурой в истории Китая, поскольку смог объединить Поднебесную после нескольких столетий раздробленности. Поддерживал распространение в стране буддизма. Начал строительство Великого канала Китая.
Источник: secretchina
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать