Надежда фон Мекк: Примите мою дружбу, преданность и… деньги

Автор: 06.12.2020 Обновлено: 14.10.2021 12:55

На 23 году семейной жизни у сорокалетней Надежды фон Мекк появилась женская тайна. Через 5 лет взрослая дочь в злом порыве выдала тайну матери отцу. У отца случился удар, и он умер. Эта семейная драма наложила глубокий отпечаток на характер Надежды Филаретовны.

Она как бы ушла с арены жизни и стала «женщиной-невидимкой». Общение её с внешним миром теперь ограничивалось бизнесом покойного мужа и детьми. Бизнес был миллионным, а детей было одиннадцать. Огромная ответственность. На своём женском счастье вдова-миллионерша поставила большой крест.

La_famiglia_Von_Meck

Семейство фон Мекк около 1875 года. Баронесса Надежда Филаретовна (слева) держит на руках младшую дочь Людмилу (Милочку). Эта маленькая девочка — в действительности незаконнорожденная дочь Александра Иолшина (сидит слева), секретаря мужа баронессы, инженера Карла фон Мекка (в центре в тёмной шляпе). Когда фон Мекк узнал о неверности жены, с ним случился сердечный приступ и он скончался. У супругов было 18 детей (между 1848 и 1872 гг.), из которых выжило только 11. На фото в центре в белой шляпе Владимир, один из любимых сыновей баронессы. Фото: public domain/wikipedia

Посмотрите на фотографии этой женщины: плотно сжатые губы, жёсткий взгляд. Эта умная, деловая женщина когда-то вдохновила мужа — скромного инженера — на миллионный бизнес. На жизнь она всегда смотрела сквозь призму денег: деньги дают независимость, возможность заниматься любимым делом, творчеством. Себя она не считала творческим человеком. Она была великим ценителем творчества других.

мокк и сыновья

1 фото — Карл Фёдорович фон Мекк , муж Надежды, один из основоположников российского железнодорожного транспорта. 2 фото — Барон Николай Карлович фон Мекк С 1892 г., четверть века возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, одной из крупных компаний в России. В 1929 г. расстрелян. 3 — фото Барон Александр Карлович фон Мекк, член правления Общества Московско-Казанской железной дороги. Фото внизу — Рязанский вокзал (стоял на месте совр. Казанского). Фотография 1888 года. Московско — Рязанская железная дорого в будущем станет Московско-Казанской. Фото:public domain/wikipedia

В 46 лет открылась самая удивительная страница её жизни. Последовавшие 14 лет гарантируют ей на века память и благодарность людей всего мира, где звучит музыка Петра Ильича Чайковского.

Музыку Надежда любила всегда. Её отец был музыкантом-любителем. Обожал Вагнера и рассказывал дочери о том, как благородно и дальновидно поступал Людовик Баварский, поддерживая деньгами композитора, обеспечивая ему свободу творчества.

вагнер

Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский — король Баварии (1864—1886) из династии Виттельсбахов. Старший сын Максимилиана II. Вошёл в историю как «сказочный король» благодаря эксцентричному поведению и построенным при нём замкам, самый знаменитый из которых Нойшванштайн(второе фото). Замок Нойшванштайн был отчасти возведён и в честь Вагнера. Говоря литературным языком, Нойшванштайн означает «Новый Лебединый замок» по аналогии с королём-лебедем, одним из персонажей Вагнера. Последнее фото — Рихард Вагнер, немецкий композитор. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую. Фото:public domain/wikipedia

Теперь, оставшись богатой вдовой, Надежда решила, что пришло её время подарить творческую свободу хорошим музыкантам. В расходных книгах семьи фон Мекк появилась постоянная статья-помощь музыкантам. Она оказывала поддержку Русскому музыкальному обществу и Московской консерватории, дала приют в своём доме музыканту Генриху Венявскому, смертельно заболевшему во время гастролей по России. Немалую роль Надежда Филаретовна сыграла и в судьбе французского композитора Клода Дебюсси.

дебюси

1 фото — Генрик Венявский — польский (еврейского происхождения) скрипач и композитор. 2 фото — Ашиль Клод Дебюсси — Французский композитор, музыкальный критик. Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил. 3 фото — Иосиф Иосифович Котек, русский скрипач и Пётр Ильич Чайковский. Фото: public domain/wikipedia

Она завела у себя в доме камерный оркестр. Среди музыкантов оркестра фон Мекк был молодой скрипач Иосиф Котек. Он был учеником мало кому известного в те времена профессора Московской консерватории Петра Чайковского. Котек был не просто учеником Чайковского, но и страстным почитателем его таланта. Это он рассказал Надежде Филаретовне, какой замечательный и талантливый человек Пётр Ильич.

Котек сетовал на то, что вместо творчества его профессору приходится думать о том, как заработать деньги и помочь семье. А потом на одном из концертов Надежда услышала музыкальную фантазию Чайковского на тему Шекспира. Она, разборчивая меломанка, была поражена новой музыкой.

Через Котека она обратилась к композитору с просьбой сделать аранжировку нескольких его пьес для скрипки и фортепиано за большое вознаграждение. Её просьбу композитор выполнил. И она написала ему первое письмо с официальным выражением благодарности. Оно стало первым более чем из 1200 писем.

Untitled from С on Vimeo.

Эта переписка уже много десятилетий представляет большой интерес для поклонников творчества Чайковского и…для психологов. Отношения между фон Мекк и Чайковским уникальны. И вряд ли их можно назвать романом, как это сделали многие биографы композитора.

Не надо забывать, что Надежда Филаретовна приняла решение стать «женщиной-невидимкой», и не усугублять своё чувство вины перед памятью мужа, не давать никаких поводов для сплетен в обществе и не ронять своё материнское достоинство перед взрослыми и подрастающими детьми. По обоюдному согласию, фон Мекк и Чайковский ни разу не договорились о встрече. Только однажды случайно столкнулись на прогулке. Неловко раскланялись и прошли мимо друг друга.

Она нашла нужные слова для того, чтобы Пётр Ильич принял её помощь. Это были слова друга. И когда композитор в знак благодарности решил посвятить ей Четвёртую симфонию , то, по её желанию произведение предваряли слова: «Моему лучшему другу». Ни имени, ни фамилии.

Она была откровенна в своих письмах к нему как ни с кем. А ведь она, и правда, никогда и никому не изливала своих чувств: ни матери, ни мужу, ни детям. Для неё его музыка — спасение от одиночества, усталости и разочарований, а возможность освободить его время, ум и душу для творчества наполняет её жизнь смыслом.

Свобода и независимость творца дают через несколько лет замечательные результаты: опера «Евгений Онегин», музыка к балетам «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Слава в России и в Европе. Теперь он достаточно зарабатывает сам, но Надежда Филаретовна продолжает опекать его. Она становится инициатором брака своего сына и племянницы Петра Ильича. Брак состоялся, но мать жениха не присутствовала на свадьбе, оставаясь верной своему принципу — быть невидимкой.

Идеализировать отношения этих незаурядных людей тоже не приходится. Все люди так устроены, что долго испытывать чувство благодарности становится утомительным. Пётр Ильич писал замечательные письма не только Надежде Филаретовне, но и своим родственникам.

В его письма к братьям стали всё чаще закрадываться признаки досады: «К сожалению, нужно сознаться, что отношения наши ненормальны, и что от времени до времени ненормальность эта сказывается». Или: «Сколько я должен быть благодарен этой чудной женщине!.. в сущности, все мои письма к ней должны бы были быть благодарственными гимнами, а между тем нельзя же вечно изобретать новые фразы для выражения благодарности!.. Я теперь уж стал затрудняться писать ей».

Но ему пришлось скоро пожалеть о своих сетованиях. Надежда фон Мекк резко прекратила переписку. Почему? Загадка. Её внучка в своих воспоминаниях писала, что было последнее письмо Петру Ильичу, которое он уничтожил, и о содержании которого никто не знает.

В этих же воспоминаниях высказывалась версия о том, что семья фон Мекк была близка к разорению, и родственники выразили свой протест Надежде Филаретовне, которая продолжала выделять деньги из семейного бюджета уже преуспевающему композитору.

Кроме того, она заболела и не могла владеть правой рукой. А диктовать свои письма она не хотела. Возможно, это и так. Но есть ещё одна гипотеза. У Петра Ильича, как и у неё, тоже была тайна. И если муж Надежды Филаретовны умер от инфаркта, узнав её тайну, то она сама, узнав тайну Петра Ильича, сочла нужным просто прекратить переписку. В любом случае, её многолетняя человеческая и материальная поддержка Чайковского сделали из талантливого, но зависимого человека гениального свободного композитора-творца.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА