Новый закон угрожает работе международных НКО в Китае

The Epoch Times12.01.2017 Обновлено: 14.10.2021 12:49

Спорный новый закон, регулирующий деятельность иностранных некоммерческих организаций (НКО) в Китае, вступил в силу 1 января 2017 года. Иностранные НКО должны будут пройти очень строгую регистрацию, соблюдать указания китайских властей и предоставлять подробные отчёты. /epochtimes.ru/

Критики отмечают, что, согласно закону, иностранные НКО и их деятельность попадают под юрисдикцию министерства общественной безопасности Китая. Китайские чиновники, похоже, считают, что иностранные НКО и их китайские партнёры потенциально подрывают авторитет коммунистической партии Китая.

Новый закон свидетельствует о глобальной тенденции ограничения политического пространства, доступного для гражданского общества в таких разных странах, как Египет, Израиль, Индия, Камбоджа, Россия, Уганда и Эфиопия. Закон коренным образом изменяет условия взаимодействия иностранных НКО с китайскими партнёрами. Ещё до введения закон обсуждался на высшем уровне в ходе переговоров между Китаем и США, а также между Китаем и Германией.

Проблемы, связанные с новым законом

Китайскому министерству общественной безопасности поручена регулирующая роль, хотя ранее это была сфера компетенции Министерства гражданских дел (MOCA). Ссылаясь на необходимость охраны правопорядка, правоохранительные органы теперь уполномочены закрыть отдельные зарубежные НКО.

Но существует риск того, что закон будет применяться непрозрачно и непоследовательно. Иностранные НКО, работающие в области гражданских прав и верховенства закона, подвергнутся большим ограничениям, чем те, кто работает в менее политически чувствительных областях.

До вступления в силу нового закона только 29 иностранным НКО удалось зарегистрироваться в китайском Министерстве гражданских дел. Кроме того, они изо всех сил пытались найти политических спонсоров в Китае, чтобы соответствовать новому закону.

В декабре 2016 года Министерство общественной безопасности опубликовало подробный список правительственных организаций, которые будут осуществлять контроль за реализацией закона об иностранных НКО. Но список не включает органа управления для НКО, работающих в таких чувствительных областях, как правовая реформа и вопросы права. Китайские надзорные органы не заинтересованы в том, чтобы брать на себя ответственность за деятельность иностранных НКО в менее политически чувствительных областях. В результате может сложиться ситуация, когда большинство иностранных НКО окажутся в правовом вакууме.

На круглом столе, организованном The Rights Practice в Лондоне в мае 2016 года, представители НКО обсуждали возможность ухода из Китая. В октябре, в ходе 23-го диалога Великобритании и Китая по правам человека китайский чиновник сказал, что правительство допускает, что 1020% иностранных НКО могут покинуть Китай, если они посчитают соответствие с предлагаемыми изменениями слишком большим бременем.

Некоторые НКО уже закрылись. Ярким примером является Американская ассоциация адвокатов, которая недавно закрыла свой офис в Пекине и переехала в Гонконг. Хотя закон также распространяется на Гонконг, Макао и Тайвань, Ассоциация, по-видимому, предполагает, что бывшая британская колония с её полудемократическим статусом «одна страна, две системы» по-прежнему предлагает более надёжную правовую защиту для иностранных некоммерческих организаций.

Новый закон также несёт в себе высокий риск и вероятность административных злоупотреблений. Это особенно верно в отношении сотрудничества с некоторыми китайскими НКО, работающими в политически чувствительных областях. За два дня до того как закон вступил в силу, столовая для сельских мигрантов в Пекине, финансируемая НКО Migrant Workers Home («Дом для рабочих-мигрантов»), была разграблена.

Более тесное сотрудничество с китайскими партнёрами

Одним из способов продвижения вперёд для иностранных НКО является стратегия «умной коренизации». Это означает предоставление грантов, чтобы позволить китайским партнёрам руководить проектами и программами, обеспечивая тем самым китайскую собственность и устойчивость инициатив. Китайские проблемы должны быть решены самими китайцами с опорой на китайские ресурсы.

В настоящее время более 5 000 китайских частных фондов работают в Китае. Новый Закон о благотворительности, который вступил в силу в сентябре 2016 года, направлен на отечественные организации гражданского общества и обеспечивает нормативную ясность для китайских благотворительных организаций и фондов. Облегчая регистрацию и сбор средств на внутреннем рынке, закон будет способствовать процветанию общества Китая.

Частные китайские фонды также стремятся расширить сферу того, что является политически допустимым в филантропии, путём поощрения общественных дискуссий и поддержки более качественного диалога между гражданами и властями. Более политически настроенные китайские фонды включают One Foundation, Narada Foundation, China Foundation for Poverty Alleviation (Китайский фонд борьбы с бедностью), а также SEE Foundation. Они могут быть естественными партнёрами для тех иностранных НКО, которые стремятся продолжить своё сотрудничество с китайскими организациями гражданского общества, хотя и косвенным образом.

Смягчая кризис доверия

Принятие нового закона, регулирующего деятельность иностранных НКО в Китае, требует решительных действий со стороны международного сообщества. Чтобы смягчить нынешний кризис доверия, реализация закона должна контролироваться и оцениваться с помощью прозрачного документирования для предотвращения административных злоупотреблений.

Будут ли европейские НКО соблюдать новый закон или уйдут из Китая, покажет время. Но иностранным организациям, которые готовы соблюдать закон, придётся работать под контролем аппарата общественной безопасности Китая.

Вторжение служб безопасности в благотворительный сектор принесёт много вреда. И всё же иностранные некоммерческие организации вряд ли смогут выполнить свою миссию, уйдя из самой густонаселённой страны мира. Уход из Китая будет означать, что они признали своё поражение, не попытавшись создать надёжную оборону.

Автор: Андреас Фулда, доцент факультета политики и международных отношений, Университет Ноттингема

Источник: The Conversation

Мнение редакции «Великой эпохи» может не совпадать с точкой зрения автора статьи

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА