Что такое прощение на самом деле

Что поможет, когда «отпустить ситуацию» и «закопать топор войны» не удаётся?
Автор: 18.11.2022 Обновлено: 01.02.2024 16:46
Мы часто слышим, что прощение — это акт доброты по отношению к себе, что если прощение приносит пользу тому, кого мы прощаем, то это дополнительное преимущество. И всё же одно из препятствий, с которым мы сталкиваемся, прощая кого-то, заключается в том, что мы не желаем ему добра и, по сути, хотим, чтобы он страдал из-за своего поступка.

Мысль о том, что другой человек может почувствовать себя лучше из-за нашего прощения, является ложной, но это именно то, что мы хотим предотвратить.

Мы представляем, что отказ от прощения– это форма наказания, способ контролировать ситуацию, над которой, как нам казалось, мы не властны. На первобытном уровне мы представляем, что непрощение– это форма лечения раны, доказательство того, что наши страдания всё ещё существуют и имеют значение.

Непрощение — это способ признания и уважения нашей собственной боли.

Мы особенно верим в это, когда тот, кто, по нашему мнению, причинил нам боль, не берёт на себя ответственность за свои действия или утверждает, что не сделал ничего плохого.

Непрощение становится способом держаться за свою правоту — оставаясь оправданным в своей версии правды, и сохранить ощущение, что с нами обошлись несправедливо.

Отсутствие прощения, как мы его себе представляем, продолжает доказывать, что другой человек неправ. Это узаконивает нашу боль. Действительно, именно обоснованностью наших страданий мы пытаемся — часто отчаянно– подтвердить и получить подтверждение.

Мы думаем, что прощение другого человека подразумевает, что мы теперь не против того, что он сделал, или даже что-то, что он сделал, является нормальным в более широком масштабе. Наше восприятие состоит в том, что прощение объявляет о том, что произошедшее больше не является актуальным и значимым.

Мы как будто позволяем прошлому закончиться, а значит, уйти из ума и сердца, что может показаться невыносимым.

«Наше восприятие таково, что прощение объявляет о том, что произошедшее больше ни актуально, ни значимо и ни живо».

Возможно, самым тревожным является то, что мы считаем, что прощение позволяет другому человеку «сорваться с крючка». Мы приравниваем его к отпущению грехов — освобождению другого от вины, чувства вины или ответственности за то, что он сделал. Мы воображаем, что это освобождает их от бремени страданий, которые, по нашему мнению, они причинили.

И тогда возникает вопрос: что такое прощение, а что нет?

Прощение не означает что…

  • Тебе не было больно оттого, что сделал другой человек.
  • Ваша боль ушла.
  • Вы снова стали тем человеком, которым были до того, как это случилось.
  • Жизнь теперь может продолжаться с того места, где она остановилась, потому что вы чувствуете себя так, как будто того, что произошло, никогда не было.
  • Вы больше не считаете другого человека ответственным за причинение вреда.
  • Вы оправдываете поведение другого человека.
  • Вы больше не считаете случившееся важным.
  • Вы разделяете вину за случившееся.
  • Вы можете забыть о том, что произошло.

Многие из нас воспринимают прощение неправильно. Мы говорим «простить и забыть», но, когда мы прощаем, мы не забываем.

Забвение не является неотъемлемой частью прощения, да и не должно быть таковой. Также как и «зарывание топора войны». Когда мы закапываем топор войны, топор войны всё ещё там, просто под кучей отрицаний. Похоронили мы или нет, нам всё равно нужно найти мир с тем, что произошло.
То же самое происходит, когда мы легкомысленно относимся к прощению, призывая себя и других «просто отпустить это». Прощение — это не мелочь, которую мы можем сделать рационально, или интеллектуально, манипулировать ей или заставить себя ощущать её.

Для каждого человека прощение происходит по-разному.

Для некоторых оно приходит внезапно, благословенно, без необходимости думать или пытаться его создать.

Для других это более обдуманный процесс, требующий усилий и практики. А для других это постоянное место, которое, однажды обнаруженное, уже никогда не ускользнёт.

Но это может быть и чувство, которое то возникает, то исчезает. Не существует правильного способа найти или прожить прощение; подойдёт любой путь к нему и любая его версия. И всё же, несмотря на то что существует бесконечное множество видов прощения, есть аспекты прощения, важные для его основной природы.

Что такое прощение

Прощение — это, в частности, готовность отказаться от мыслей о конкретной несправедливости и перестать, снова и снова рассказывать себе историю о том, что сделал этот другой человек и как мы пострадали.

Это решение оставить прошлое в прошлом, оставить его несовершенным, а не таким, каким мы хотели бы его видеть.

Прощение означает, что мы перестаём думать о том, что «должно было быть, могло быть, было бы лучше», и отказываемся от мысли, что мы можем создать лучшее прошлое.

Прощение также предполагает готовность встретить текущий момент с новым подходом. Мы можем быть рядом с другим человеком без того, чтобы наши чувства по поводу прошлого влияли на настоящее.

Мы можем реагировать на то, что происходит в данный момент, а не реагировать через остатки гнева и обиды из прошлого.

Когда мы прощаем, мы перестаём использовать настоящий момент для исправления, оправдания, подтверждения или наказания прошлого. Прошлое может навсегда изменить нас, но мы готовы найти то, что возможно прямо сейчас, с открытыми глазами и сердцем.

«Когда мы прощаем, мы перестаём использовать настоящий момент для исправления, оправдания, подтверждения или наказания прошлого».

Прощение требует, чтобы мы решили направить своё внимание в сторону от другого человека, оттого что он сделал или не сделал, или должен был сделать.

Оно снимает фокус с них, с ожидания и желания, чтобы они стали другими, и перемещает его на себя, свой собственный опыт и своё сердце.

Мы перестаём пытаться добиться от другого сострадания или признания, перестаём пытаться заставить его увидеть и понять нашу боль. Прощение означает, что мы теряем интерес или просто отказываемся от борьбы за то, чтобы другой понял, что он сделал или понял, что мы важны.

Мы перестаём бороться за то, чтобы получить что-то взамен от другого, и берём на себя роль собственного заботливого свидетеля. Мы предлагаем сами себе сострадание, которое мы так старались получить от другого.

Истинное прощение означает признание того, что наши страдания имеют значение для нас, тех, кто их пережил, независимо от того, согласится ли с этим другой человек.

Мы делаем всё это с осознанием или без осознания другого. Прощение — это внутренняя работа.

Прощение в конечном счёте это свобода. Когда нам нужно, чтобы кто-то другой изменился, чтобы с нами всё было в порядке, мы становимся пленниками, скованными гневом и обидой.

Мы цепляемся за надежду получить сочувствие, которого так жаждем, но, сосредоточив своё внимание вовне, мы лишаем себя силы. Мы никогда не используем способность к состраданию к себе. То, чего мы хотим от того, кого не можем простить, чаще всего — любовь. Прощение в конечном счёте означает выбор предложить себе любовь, а вместе с ней и свободу.

Нэнси Колиерпсихотерапевт, межконфессиональный священник, автор, оратор, ведущий семинаров и автор нескольких книг о внимательности и личностном росте. Она проводит индивидуальную психотерапию, тренинги по осознанности, духовное консультирование, публичные выступления и семинары, а также работает с клиентами по Skype по всему миру.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА