Русская глубинка, как живешь?

The Epoch Times02.08.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:40

в деревне Ветвеник слышат непрерывный шум прибоя Чудского озера. Фото: Автор Татьяна СЕРЕБРЯКОВА/Великая Эпоха

Случилось нам летним погожим (редкость в нынешнем году) днем проехать 250 км по ленинградской и псковской земле и добраться до обширного, редкой красоты и простора, Чудского озера. Энциклопедии называют его Псково-Чудским. Точнее бы – чудьским. В древние времена именем чудь белоглазая русские называли соседей финно-угорской семьи народов, проживавших в прибалтийских краях. Чудское озеро веками соединяло-разъединяло русские и эстонские села и города, преподносило к столу вкусную рыбу, было местом битвы в 1242 году: Александр Невский гнал семь верст по льду озера ливонских рыцарей и побил их в Ледовом побоище.

Сегодня это вновь приграничный район, за озером – государство Эстония. Остановились мы в деревне Ветвеник, чьи дома (кое-какие еще можно назвать избами) смотрят в светлые воды огромного озера, слышат непрерывный шум несильного прибоя, дышат и омываются постоянными ветрами уже полтысячи лет. Жители предполагают, что изначально деревня и называлась Ветреник. Словом, мы – в российской глубинке в день престольного и светского праздников: апостолов Петра и Павла и День рыбака.

В центре старинной рыбачьей деревни (сегодня 54 дома) на самом берегу озера стоит высокий белостенный пятиглавый храм. Петропавловская церковь построена в начале прошлого века на основаниях нескольких церквей, которые, увеличиваясь и прихорашиваясь, сменяли здесь друг друга с 1680 года. Сегодня храм действует и собирает на престольные и иные церковные праздники десятки прихожан из всей ближайшей округи и даже из Петербурга.

Приезжают сюда и многочисленные туристы: кто порыбачить (окунь, судак, лещ, снеток водятся по-прежнему, но уже не так обильно); кто отправиться в леса по грибы-ягоды (морошка и земляника! – этим летом ходкий «товар» у придорожных старателей); кто полежать на естественных песчаных пляжах… Есть и дачники из далекого Петербурга, и дети и внуки, навещающие родителей, по-прежнему живущих здесь постоянно.

Местные жители кормятся своим крестьянским хозяйством: работают на огородах, держат домашнюю птицу, кроликов, даже свиней, как сказал Иван Романчук из соседней деревни, а главное, как из века в век в России, – отхожим промыслом. Иван живет тем, что помогает строить все, что потребуется. В этом году заказов поменьше, но, несмотря на это, умелые руки помогают неплохо заработать: и современную машину купить, и дом обустроить, и сына-студента поддержать.

В единственной на весь район начальной школе, расположенной тут же в Ветвениках, всего полтора десятка детей. Однако сама школа, история ее создания и главное – уровень подготовки детей – заслуживают внимания и дают надежду на то, что Россия будет прирастать от корней деревенских.

«Стечение» обстоятельств свело здесь людей, ищущих не удобства и наживы, а себя, свой путь. В храм апостолов Петра и Павла (зернохранилище при прошлой власти) был рукоположен настоятелем отцом Константином, бывшим питерским инженером. Он «нашел» мецената. Вскоре приехали сюда после учебы учитель Максим Константинов с женой Юлией, также учительницей.

Шаг за шагом, трудами и немалыми усилиями началось и возрождение храма, и строительство уникального школьного «городка». В нем сейчас новое здание школы и достраивающийся жилой дом для школьников, и гостиница. Школа эта не обычная, она церковно-приходская, но государственная по выдаваемым документам. В этой начальной сельской школе для урока информатики каждый ученик имеет компьютер, обучается английскому языку, прикладным искусствам, хореографии, Закону Божию и всем прочим обязательным предметам. Дети находятся в школе на полном обеспечении всю неделю, а на выходные отправляются домой.

Воочию убеждаешься, что не перевелись в России «Морозовы»; не перевелись, оказывается, трудолюбивые крестьяне: хорошеют в деревне дома, во многих дворах стоят автомашины; не перевелись сельские учителя-подвижники, как те, что работают в ветвениковской школе и мечтают сделать ее не начальной, а средней.

На кого надежда? На таких людей, как Наташа и Иван, как семья учителей Константиновых, создавших, возможно, новый тип школы, как отец Константин, как тот меценат, который помог создать и продолжает строить школьный комплекс и содействовать клубу. Кто он? Аноним. Или сегодня не принято славить доброхотов, или это скромность не напоказ, или…

И сегодня жители деревни сами косят ядовитый борщевик – сорную траву, которую здесь называют «местью Сталина», строят дом и магазин, ведут хозяйство, учат и воспитывают детей. Оказывается, это «работает», когда человек перестает просить, а делает сам. Может быть, это и есть начало возвращения к себе? Разумеется, не к натуральному хозяйству, а к естественному ходу жизни.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА