Как уважаемый судья стал врагом народа в Китае

Автор: 31.03.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:57

Чжун Цзиньхуа, бывший китайский судья и успешный адвокат, 31 декабря 2011 года неожиданно стал врагом народа. /epochtimes.ru/

Он написал в микроблоге Sina Weibo, что необходимо отменить запрет на политические партии и свободу прессы. «Я буду первым, кто выйдет из компартии и организует демократические политические партии».

Он написал в микроблоге Sina Weibo, что необходимо отменить запрет на политические партии и свободу прессы. «Я буду первым, кто выйдет из компартии и организует демократические политические партии». Чжун Цзиньхуа, бывший китайский судья и адвокат в Манхэттене 12 апреля 2016 г. Фото: Benjamin Chasteen/Epoch Times

Он написал в микроблоге Sina Weibo, что необходимо отменить запрет на политические партии и свободу прессы. «Я буду первым, кто выйдет из компартии и организует демократические политические партии».
Чжун Цзиньхуа, бывший китайский судья и адвокат в Манхэттене 12 апреля 2016 г. Фото: Benjamin Chasteen/Epoch Times

Подписчики Чжуна в первые часы сделали тысячи перепостов, потом пост удалили интернет-цензоры. Реакция властей последовала незамедлительно. Начались звонки с угрозами от агентов общественной безопасности, начальник адвокатской конторы, где он работал искал предлоги, чтобы его уволить. Чжуну удалось сохранить работу, но теперь он официально стал «антипартийным элементом».

«Правосудие в моих генах»

Если Китай хочет вести бизнес с миром, ему нужна правовая система, которая бы вселила уверенность иностранным инвесторам, в начале 80-х решил генсек компартии Дэн Сяопин. Юридические школы начали ежегодно выпускать тысячи новых судей и адвокатов.

В 1990 году 20-летний Чжун поступил в Университет Минцзу в Пекине. Он окончил его в 1994 г. и нашёл работу клерка в народном суде Вэньчжоу в провинции Чжэцзян. Позднее он стал старшим судьёй и занимал эту должность до июля 2008 г.

Чжун Цзиньхуа в одежде судьи. Фото: Courtesy of Zhong Jinhua

Чжун Цзиньхуа в одежде судьи. Фото: Courtesy of Zhong Jinhua

«Справедливость в моих генах», ― говорит Чжун в недавнем интервью. Но скоро он понял, как тяжело оставаться чистым судьёй. Ему часто делали подарки: сигареты или дорогие вина, которые он возвращал.

«Практически все правительственные чиновники получают взятки на определённом этапе карьеры, ― поясняет Чжун, ― безответственные и коррумпированные чиновники злоупотребляют положением».

Первый звоночек прозвенел во время дела Бэйхай в Гуаньси в 2011 году. Адвокаты защищали пять человек, обвинённых в убийстве без достаточных улик. Адвокатов преследовали власти и задержали их. Чжун Цзиньхуа был одним из юристов, поддержавших адвокатов. «Уголовное дело в Китае становится политическим, если привлекает много внимания», ― говорит Чжун.

Чжун Цзиньхуа (на заднем плане в центре) с другими юристами и правозащитниками, поддержавшими дело Бэйхай в конце 2011 г. Фото: Courtesy of Zhong Jinhua

Чжун Цзиньхуа (на заднем плане в центре) с другими юристами и правозащитниками, поддержавшими дело Бэйхай в конце 2011 г. Фото: Courtesy of Zhong Jinhua

Антипартийный элемент

Злоключения Чжуна начались после публикации поста на Weibo в конце 2011 года.

Он находился во внутренней Монголии в это время, и спустя несколько часов ему позвонили из департамента внутренней безопасности Шанхая, бюро юстиции Шанхая и адвокатской конторы, где он работал. Ему велено было немедленно вернуться в Шанхай. Опасаясь ареста, он самолётом улетел в родной Вэньчжоу. Там он жил, снимая номер в отеле и используя кредитную карточку, одолженную у друзей. Он вернулся в Шанхай, когда ему пообещали, что не арестуют его.

Первый человек, которого он встретил в конторе, был партийный секретарь из шанхайского департамента юстиции, который пришёл с местными партийными чиновниками. «Они вели себя так серьёзно и официально, что я попытался шутить, чтобы разрядить атмосферу», ― вспоминает Чжун.

Шутки не помогли. От него потребовали написать признание и извинение, иначе он будет рассматриваться как «антипартийный элемент» и столкнётся с «серьёзными последствиями». У него спрашивали, кто «подстрекал его» к написанию поста, и были ли замешаны в этом «внешние силы».

Чжун не написал признания и не попросил прощения, и теперь он находился под наблюдением.

Следующие несколько месяцев руководство фирмы настойчиво советовало ему уволиться. Даже коллеги, которые раньше относились к нему с симпатией, говорили: «Возвращайся в Вэньчжоу!», «В Шанхае для тебя нет места». Ему разрешили сохранить лицензию юриста, если он уедет.

Он учредил новую адвокатскую контору «Цзинхэн», но не имел права браться за чувствительные дела.

Два года Чжун занимался коммерческими тяжбами и уголовными делами. Однажды он успешно защитил женщину, которую по ошибке обвинили в наркотрафике. Постепенно власти ослабили наблюдение за ним. В 2014 году он получил предложение стать партнёром в юридической фирме Ganus в Шанхае: «Они не изучили моё прошлое, поэтому мне позволили браться за дела, связанные с правами человека».

Защита прав

Находясь под слежкой, Чжун упустил изменения, произошедшие в Китае: всё большее число адвокатов стали браться за запретные дела.

В 2005 году адвокат Гао Чжишэн стал защищать последователей духовной практики Фалуньгун , и это вызвало сенсацию.

Он нарушил негласное табу компартии ― последователи Фалуньгун не имели права на адвоката. Гао написал три открытых письма руководству Китая, призывая прекратить преследование против Фалуньгун. Позднее Гао публично заявил о выходе из компартии. В 2006 г. его похитили и жестоко пытали. Следующие десять он провёл в «чёрных» тюрьмах, где неоднократно снова подвергался пыткам.

Чжуна вдохновила деятельность «вэйцюань» (адвокаты, специализирующиеся на правах человека): «Они делали праведное дело, поэтому я решился присоединиться к ним».

Адвокаты широко использовали социальные сети для общения. «Weibo стало платформой, где адвокаты-единомышленники делились опытом и выражали поддержку. Это помогло получить поддержку в обществе», ― рассказал в телефонном интервью китайский Тэн Бяо.

Тэн Бяо, китайский адвокат и правозащитник на Капитолийском холме в Вашингтоне, 18 сентября 2015 г. Фото: Nicholas Kamm/AFP/Getty Images

Тэн Бяо, китайский адвокат и правозащитник на Капитолийском холме в Вашингтоне, 18 сентября 2015 г. Фото: Nicholas Kamm/AFP/Getty Images

Эти адвокаты использовали китайские законы, чтобы привлечь к ответственности партийных чиновников и защищать права граждан. Китайская компартия восприняла попытки применять законы в политических сферах как открытый вызов.

Новое чувствительно дело

«Когда адвокатов арестовывают без причины, я возмущён», ― говорит Чжун. Поэтому когда в декабре 2014 г. задержали Чжан Кэкэ, он решил действовать. Чжун Цзиньхуа и адвокат Фэн Янцян во время сильного снегопада поехали в провинцию Цзилинь и подали иск на бюро общественной безопасности, местный суд и ассоциацию адвокатов.

Адвокат Чжан защищал последователей Фалуньгун. Когда он защищал клиента на суде, судья дал знак офицерам общественной безопасности, и они вывели адвоката из зала суда.

Местная прокуратура приняла протест адвокатов, но потом отклонила на основании отсутствия доказательств. Чжун понял, что за этим стояли местные партийные власти, которые пытались помешать адвокатам участвовать в политически чувствительных делах.

Шанхайский департамент юстиции был разгневан, что Чжун снова взялся за «чувствительные» дела. Они рекомендовали ему «задуматься о своих действиях», иначе его ожидают «серьёзные последствия». На директора и партнёров фирмы Ganus было оказано давление.

Преследование и новый дом

Чжун игнорировал угрозы до начала массовой кампании против адвокатов в июле 2015 г., хотя адвокаты и раньше сталкивались с преследованиями.

Известные адвокаты и правозащитники Ли Хэпин, Тэгн Бяо, Тан Цзитянь и слепой адвокат-самоучка Чэнь Гуанчэнь все стали жертвами репрессий со стороны аппарата госбезопасности компартии.

Ли Хэпин защищал китайских христиан. Его похитили, надели на голову мешок, раздели и пытали электрическими дубинками в центре задержания в 2007 г. В 2011 году офицеры безопасности похитили Тэн Бяо, его избили и круглосуточно держали в наручниках 36 дней из 70, когда он находился в заключении.

Тан Цзитянь и трое других адвокатов расследовали дело о пытках в отношении последователей Фалуньгун в районе Цзяньсанцзян.

В итоге адвокатов арестовали и подвергли мучительным средневековым пыткам. Милиция привязала Тана к железному стулу и била его по голове пластиковой бутылкой с водой, пока он едва не потерял сознание. В другой раз они сковали руки Тана за спиной и подвесили его за вывернутые руки.

Китайский адвокат Тан Цзитянь в Пекине 29 апреля 2010 г. Фото: OLLI GEIBEL/AFP/Getty Images

Китайский адвокат Тан Цзитянь в Пекине 29 апреля 2010 г. Фото: OLLI GEIBEL/AFP/Getty Images

Не пощадили даже инвалида. В 2011 году примерно 80 человек ворвались в дом слепого правозащитника Чэнь Гуанчэна, специализирующегося на защите прав женщин и жертв политики одного ребёнка.

Гонконгские активисты призывают к освобождению адвокатов в материковом Китае 9 октября 2015 г. Фото: Philippe Lopez/AFP/Getty Images

Гонконгские активисты призывают к освобождению адвокатов в материковом Китае 9 октября 2015 г. Фото: Philippe Lopez/AFP/Getty Images

После массовых задержаний адвокатов в 2015 году Чжун, опасаясь за безопасность жены и двух маленьких детей, решил эмигрировать из Китая. В шанхайской аэропорту перед посадкой в Даллас его на три часа задержали десяток агентов общественной безопасности. Они отпустили его только перед посадкой. В настоящее время Чжун живёт в Нью-Джерси. Он на год получил должность приглашённого лектора в Нью-йоркском университете.

Семья Чжуна. Фото: Courtesy of Zhong Jinhua

Семья Чжуна. Фото: Courtesy of Zhong Jinhua

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА