И хотя Ван Дейк в своих творениях часто изображал мир аристократов, который может показаться нам столь далеким, он был настоящим «художником из художников», и в его работах видны все нюансы техники письма, приведшие к созданию таких удивительных картин.
В то время, как старые мастера смущают учеников школ искусств своим умением скрывать технику, Ван Дейк наглядно показывает, как каждый мазок кисти по холсту вел к созданию формы и пространства. При этом он демонстрирует первый важный урок, касающийся создания всех великих картин, - художник должен любить краски.
Нигде любовь к краскам не проступает так сильно, как в написанном Ван Дейком портрете его жены Мэри Рутвен. В изображении ее голубого платья присутствует явно выраженная материальность красок там, где применялись тяжелые мазки кисти, чтобы показать объемность ткани складок платья. Но такая техника, конечно, не означает, что у него тяжелая рука.
Это полотно, конечно, не претендует на реалистичность, да и пропорции тел мальчиков были изображены достаточно свободно. Но правдоподобность в изобразительном искусстве заключается не в реализме, а в том, чтобы суметь расширить восприятие зрителя настолько, чтобы он смог представить себя в искусственно созданном мире красок. В сущности, речь идет о сопереживании.
Такое чувство сопереживания ведет к осознанию глубокой человечности его искусства. Карл I, один из худших правителей Англии, изображен, как обычный человек, что резко контрастирует с богоподобным изображением французской королевы Мэрии Медичи современником Ван Дейка, Рубенсом.
Одна из самых захватывающих картин на выставке - это портрет Кентерберийского архиепископа Уильяма Лауда, который, по описаниям, имел довольно скверный характер. Но это не отталкивает Ван Дейка, наоборот, он создает на полотне специальное окрашенное пространство, где каждый мог бы представить себя безмятежно сидящим рядом с портретируемым.
Версия на английском
0
0