Знакомьтесь, музей «Горенка»

The Epoch Times26.05.2014 Обновлено: 06.09.2021 14:23

Музей в детском саду — это уникальная возможность погрузить детей и их родителей в мир русской культуры.

Музей бы создан около двадцати лет тому назад по инициативе заведующей дошкольным учреждением Поляковой Эльвиры Григорьевны — Почетного работника общего образования РФ, депутата Муниципального собрания.

Светлана Мельникова, директор Музея русской народной культуры «Горенка» при детсаде № 1506, считает приоритетным направлением приобщение ребенка к своей национальной культуре.

Она провела экскурсию по музею, и мы с удовольствием приглашаем вас вместе с нами прикоснуться к русской культуре.

По словам Мельниковой, идея создания музея возникла, когда появились первые экспонаты — прялки. Потом музей пополнился народными старинными костюмами, которые сегодня составляют сокровищницу детского Музея.

Почему детского?

Потому что здесь есть свободное пространство, где дети могут каждый день заниматься и играть рядом с экспонатами под руководством педагогов — Дмитрия Вольского, Надежды Сербиной и др. У детей есть возможность поиграть с куклами и с детства приобщиться к народной культуре. Музей сертифицирован, в дальнейшем планируется войти в сообщество музеев России.

Директор рассказывает, что музей постоянно пополняется: «Совсем недавно один дедушка принес нам три экспоната — вот киянка, молоток 19 века, детали старинной машины и ножницы для стрижки овец».

Особо ценными являются народные костюмы. Некоторые из них сохранились в очень хорошем состоянии, несмотря на то, что им более 150 лет. На одной юбке плиссировка сделана с помощью горячего хлебного мякиша, которая и через 150 лет прекрасно держит форму. Никакая современная ткань с ней не сравнится.

В те времена одежду шили в основном из льна, хлопка и шерсти. Здесь представлен уникальный панёвный комплекс, который состоит из юбочной панёвы розового цвета, он называется «Андарак» — розовая шерсть. Светлана Мельникова поясняет: «Мы их очень бережем, все костюмы с вышивкой.

Объясняем детям, почему девушки носили сарафаны, а женщины ходили в панёвах, знакомим с природой народного костюма, стараемся передать им магию национальной одежды».

Отдельно о рубашках

Рубашка воспринималась нашими предками как вторая кожа, ее ни в коем случае нельзя было продать, считалось, что ты продаешь свое счастье. Когда женщина выходила замуж, она никому не могла доверить стирку мужниных рубашек, если не хотела, чтобы отняли ее любовь. На одежде обязательно вышивали ворот, рукава и низ. Таким образом, наши предки предохраняли себя от сглаза, от порчи и от других негативных воздействий. Например, девушка дарила своему жениху расшитый ею пояс к рубахе, который защищал бы его в боях. В связи с этим, русские пословицы «родиться в рубашке», «отдать последнюю рубаху» наполняются новым, глубинным смыслом.

Почему раньше носили длинную одежду?

Потому, что наши предки боялись потерять связь с нашей матерью — Землей, они брали силу из Земли и с помощью оберега сохраняли ее. Эти тонкости неукоснительно передавались от поколения к поколению.

Возьмем такую деталь как пояс. Она как змея чутко охраняла своего хозяина, и недопустимо было ходить без пояса. Пояса лишали лишь человека, который совершал тяжкий грех и преступление. Также недопустимо было открывать свой живот, то есть если девушка или женщина показывала свой живот на людях, она лишалась своего здоровья — функции продолжения рода, потому что она могла навлечь на себя сглаз и порчу, и могла лишиться репродуктивной функции. У современных молодых девушек в моде носить одежду, открывающую животы, и это не случайно. «Это мода, направленная на вырождение нации», — считает Светлана.

В чем сила оберегов

В качестве оберегов служили пояса, вышивки, специальное украшение «гайдамак», которое носили на груди, крест на шее. Обереги были очень красивые, вышитые, нарядные, украшались бусинками, притягивали глаз. Люди верили, что человек, которым владели недобрые намерения, увлекшись этой красотой, не мог концентрировать негативную энергию на самом человеке.

Готовить приданое невесте — часть русской культуры

Каждая девушка должна была иметь в своем приданом не менее десяти рубах, которые шились и себе и мужу, а девушки побогаче, конечно, могли иметь гораздо больше. «Дочку в колыбельку, а приданое в коробейку» — поговаривали на Руси. Уже с семи лет девочка начинала шить и вышивать себе на приданое. Она шила не только русские рубахи, но и сарафаны. Девушки с хорошим состоянием могли позволить себе атласные сарафаны, «гарусники» из шерстяной ткани и бархатные сарафаны. Таким образом, когда женихи выбирали себе невест, хороводы тоже делились по сарафанам — ситцевые сарафанные хороводы, «шелковники» и «гарусники».

И в завершении удивительного путешествия в мир народной культуры Светлана Мельникова поделилась сокровенным: «Уникальные предметы домашнего обихода натолкнули меня на создание передачи о культурных традициях народов мира. В Интернете уже можно посмотреть программу, которая называется «Золотое яблочко». Мы начали с русского музея, поэтому рассказываем больше о русских традициях. Когда закончится русский цикл, мы будем рассказывать о традициях других народов, которые будут не менее интересны».

Здесь есть свободное пространство, где дети могут каждый день заниматься и играть рядом с экспонатами (фото предоставлено музеем


Здесь есть свободное пространство, где дети могут каждый день заниматься и играть рядом с экспонатами (фото предоставлено музеем «Горенка»)
Дмитрий Вольский и Надежда Сербина - педагоги-воспитатели детского сада №1506 г.Москвы (фото предоставлено музеем
Дмитрий Вольский и Надежда Сербина — педагоги-воспитатели детского сада №1506 г.Москвы (фото предоставлено музеем «Горенка»)
Здесь есть свободное пространство, где дети могут каждый день заниматься и играть рядом с экспонатами (Фото предоставлено музеем
Здесь есть свободное пространство, где дети могут каждый день заниматься и играть рядом с экспонатами (Фото предоставлено музеем «Горенка»)
pagebreak} Светлана Мельникова показывает юбку, на которой плиссировка сделана с помощью горячего хлебного мякиша.Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Светлана Мельникова показывает юбку, на которой плиссировка сделана с помощью горячего хлебного мякиша.Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Уголок в музее
Уголок в музее «Горенка».Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Дети могут поиграть с куклами и с детства приобщиться к народной культуре.Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Дети могут поиграть с куклами и с детства приобщиться к народной культуре.Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА