Из-за солнечной бури 40 интернет-спутников SpaceX сошли с орбиты

Буря сделала атмосферу более плотной, обрекая спутники на гибель
Автор: 11.02.2022 Обновлено: 11.02.2022 14:46
Спутниковый интернет-сервис Starlink Илона Маска на прошлой неделе пострадал от геомагнитной бури, в результате чего спутники сошли с орбиты или упали на Землю.

«К сожалению, спутники, запущенные в четверг, были значительно повреждены геомагнитной бурей в пятницу. Эти бури вызывают нагрев атмосферы и увеличение плотности атмосферы на наших низких высотах развёртывания», — говорится в сообщении SpaceX.

Анализ показал, что «повышенное сопротивление на низких высотах не позволило спутникам выйти из безопасного режима и начать коррекцию орбиты, около 40 спутников вернутся или уже вернулись в атмосферу Земли».

Согласно сообщению, «сила шторма вызвала атмосферное сопротивление» и вынудила команду Starlink перевести спутники в «безопасный режим», чтобы минимизировать сопротивление.

Запуск спутников, поднятых в воздух ракетой SpaceX Falcon 9 с космодрома Кеннеди во Флориде, примерно совпал с предупреждением о геомагнитной буре, опубликованном в среду и четверг, 2 и 3 февраля, Центром прогнозирования космической погоды США.

В предупреждении говорилось, что 29 января была зафиксирована вспышечная активность на Солнце в результате «выброса корональной массы с полным ореолом» — большого выброса солнечной плазмы и электромагнитного излучения с поверхности Солнца, который, вероятно, достиг Земли 1 февраля.

Также сообщалось, что возникшие геомагнитные бури на Земле, «вероятно, сохранятся» до 3 февраля «на ослабевающих уровнях».

«Насколько я знаю, это беспрецедентный случай», — сказал агентству «Рейтер» астрофизик Джонатан Макдауэлл из Гарвардского университета в электронном письме, отметив, что это первый известный ему случай отказа спутника, вызванного увеличением плотности атмосферы в результате солнечной бури, а не повышенным электромагнитным излучением.

По данным веб-сайта компании SpaceX, около 2000 спутников Starlink вращаются вокруг Земли и предоставляют интернет-услуги в отдалённых районах по всему миру.

Солнечная буря — это возмущение на поверхности Солнца, которое может излучаться по всей Солнечной системе, включая Землю. Некоторые исследователи предупреждают, что сильная солнечная буря может вызвать значительные нарушения в работе электронных систем, включая интернет. А геомагнитная буря, которая обычно связана с выбросом корональной массы, это временное возмущение магнитосферы Земли под воздействием солнечного ветра.

Сангита Абду Джйоти из Университета Калифорнии-Ирвайн сказала журналу Wired, что «наша инфраструктура не готова к крупномасштабному солнечному событию. У нас очень ограниченное понимание того, каковы будут масштабы ущерба».

Она привела в пример так называемое событие Каррингтона в 1859 году, когда по всей планете выходили из эксплуатации телеграфные линии, люди оставались без связи, а в небе полыхало ярчайшее Северное сияние.