Число китайских просителей убежища в 2021 году увеличилось почти на 800% с 2012 года

За один год правления Си Цзиньпина просителей убежища в Китае стало больше, чем за восемь лет правления его предшественника Ху Цзиньтао.
Автор: 24.06.2022 Обновлено: 24.06.2022 12:01
Согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), в период с 2012 по 2021 год число китайцев, ищущих убежища, увеличилось почти на 800%.

Статистика УВКБ ООН показывает, что число людей, бежавших из Китая, в прошлом году достигло рекордно высокого уровня — 118 476 человек, в то время как в 2012 году это число составляло 15 362 человека по всему миру. В 2019 и 2020 годах число китайских просителей убежища составило 104 248 и 108 071 человек соответственно.

В 2019 году число китайских просителей убежища впервые превысило 100 тыс. человек.

Эти люди были вынуждены покинуть Китай, который объявил о достижении «умеренного процветания» в 2021 году. Антиковидные ограничения и строгий пограничный контроль в 2020 и 2021 годах не смогли остановить бегство людей из Китая.

С 2012 года около 730 тыс. китайцев попросили убежища, и более 170 тыс. человек живут за пределами Китая со статусом беженцев, согласно июньскому отчёту Safeguard Defenders — неправительственной организации, базирующейся в Испании.

«За один год правления Си Цзиньпина, 2021, в Китае стало больше просителей убежища, чем за последние восемь лет правления его предшественника Ху Цзиньтао», — говорится в отчёте.

Safeguard Defenders также отмечает, что самым популярным направлением для китайских просителей убежища стали Соединённые Штаты, где убежища попросили 88 722 человека, а на втором месте находится Австралия — 15 774 человека в прошлом году.

«Число китайских просителей убежища продолжает расти, и конца этому не видно», — заявили в организации.

Многие ищут убежища, потому что у них мало других вариантов защиты своей безопасности и благополучия. Однако тех, кто уезжает за границу, могут выследить и вернуть домой.

Длинные руки китайской полиции

Согласно январскому отчёту организации Safeguard Defenders, Коммунистическая партия Китая заявила, что с момента начала операции «Охота на лис» в 2014 году 10 тыс. китайских граждан были успешно возвращены из 120 стран мира.

Доклад (pdf), озаглавленный «Недобровольные возвращения: Тайные операции Китая по принуждению „беглецов“ за рубежом к возвращению домой», раскрывает три метода, которые использует компартия для принудительного возвращения людей в Китай: угрозы семьям, оставшимся в Китае, поиск жертв в зарубежных странах и похищение.

В 69-страничном досье подробно описывается каждый метод, приводятся данные и примеры.

Ван Цзинъюй, покинувший Китай в 2019 году, изображён здесь в неизвестном месте на недатированной фотографии. (Любезно предоставлено Ван Цзинъюем)

Ван Цзинъюй, покинувший Китай в 2019 году, изображён здесь в неизвестном месте на недатированной фотографии. (Любезно предоставлено Ван Цзинъюем)

В одном случае «защитники безопасности» угрожали семье Ван Цзинъюя, родившегося в 2001 году, а в 2019 году уехавшего из Китая в Европу. В своём сообщении в интернете в феврале 2021 года он поставил под сомнение официальное число погибших в Китае после пограничного столкновения с индийскими войсками в 2020 году. Полиция его родного города Чунцина обвинила Вана в «разжигании ссор и провоцировании беспорядков» и задержала его родителей, пытаясь заставить Вана вернуться в Китай.

Они также связались с Ваном по телефону, чтобы заставить его вернуться. В апреле 2021 года Ван был арестован в Дубае во время пересадки на самолёт для вылета в США. Его освободили после того, как эта история попала в западные СМИ, а правозащитные НПО и Госдепартамент США оказали давление на ОАЭ.

Другой случай связан с похищением за границей. Дун Гуанпин — китайский правозащитник, который уже отсидел три года в тюрьме в Китае по обвинению в «подстрекательстве к подрыву государственной власти» в начале 2000-х годов. Дуну удалось бежать в Таиланд, где УВКБ ООН предоставило ему официальный статус беженца.

«Когда он ожидал переселения в Канаду в центре содержания иммигрантов в Бангкоке, туда вошла китайская полиция, надела на него наручники в присутствии тайских офицеров и увела», — говорится в докладе.

Позднее Дун был задержан в Китае.

В докладе приводятся другие случаи преследования и похищения органами безопасности Китая представителей китайской диаспоры.

«При Си Цзиньпине компартия углубила, расширила и усилила преследование всех предполагаемых источников оппозиции — членов подпольных церквей, практикующих Фалуньгун , тибетцев, монголов, уйгуров, учёных и журналистов, не говоря уже о масштабных репрессиях в Гонконге», — говорится в докладе.

10 тыс. случаев принудительного возвращения в Китай — это лишь «верхушка айсберга», согласно докладу.

«Быстро распространяющаяся глобальная практика представляет серьёзную угрозу национальному суверенитету и правам личности повсюду, — говорится в докладе. — Посыл китайской компартии заключается в том, что нигде нет безопасности; бегство за границу не спасёт вас, спасения нет».

«Национальная осведомлённость и расследования, а также целенаправленные действия по противодействию этим операциям и защите тех, кто подвергается наибольшему риску, стали ключевыми для поддержания международного порядка, основанного на правилах», — говорится в докладе, признающем необходимость принятия мер.

Андрей Соколовобозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на новостях и аналитических материалах о Китае.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА