Хокусай ― художник жизни

Автор: 14.01.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:56

Кацусики Хокусай (1760-1849 гг.) сегодня является самым знаменитым японским художником. «Большая волна в Канагаве» и другие гравюры с видами на гору Фудзи узнаваемы во всём мире.

Гравёр, живописец и иллюстратор, этот удивительный художник, известный под именем Хокусай, создал тысячи работ. Эта удивительная продуктивность объясняется его любознательностью и долгожительством. Он прожил 89 лет, из них 70 лет посвятил творчеству.

Разноплановые картины

Хокусай начал рисовать в возрасте шести лет. Его творчество отличалось удивительным многообразием. Он изображал сцены повседневной жизни, женщин, рыбаков, квартал удовольствий Эдо, простых людей, актёров кабуки, гейш и борцов сумо.

Будучи большим любителем литературы, он не только делал иллюстрации к сборникам китайской поэзии, но и создал серию гравюр «Зеркало поэтов Китая и Японии». Эти гравюры отличаются созерцательным настроением, герои часто изображены со спины. Среди этих персонажей можно найти Ли Бо и Су Дунпо. Хокусай рисовал сцены из биографий поэтов или элементы, намекающие на сюжеты их произведений.

Другая часть его работ посвящена легендам, выдающимся личностям Китая, батальным сценам и жизни самураев.

Распространение буддизма в Японии проложило путь для создания связей между культурами Японии, Индии и Китая. Влияние этих двух стран на Японию проявилось в легендах и божествах, которые были позаимствованы японцами.

В гравюрах Хокусая представлена мифология индуизма: на них изображены апсары ― небесные или морские девы в образе танцовщиц или музыкантш в сопровождении птиц. Кроме небесных красавиц он рисовал Будд и Даосов, синтоистских божеств, мудрецов, одержавших победу над жадностью и желаниями, призраков и драконов. Одна из самых ярких работ, посвящённая поклонению Будде, это «Паломники, посещающие статую Великого Будды» (1797-1801 гг.).

«Дайбуцу» («Великий Будда») ― это гигантские статуи Будд высотой до 15 м, установленные в некоторых японских святилищах. На гравюре «Паломники, посещающие статую Великого Будды» храм окутан туманом, поэтому его не видно, лишь в верхней части изображено величественное лицо статуи. Крошечные паломники изображены со спины, они с восхищением смотрят на храм, подняв головы.

Хокусай очень любознательный и внимательный, он наблюдает за природой и изображает её: пейзажи, море, горы, озера и водопады. Он преобразил гравюру японского пейзажа, его работы стали воплощением духовности Японии. В его пейзажных гравюрах сочетались принципы традиционного японского искусства и западное влияние. Он сумел интегрировать западные правила перспективы в традиционные изображения пейзажей. В серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (1830-1834 гг.) используется перспектива с разных точек обзора: с гребня волны, высоты балкона, низины рисовой плантации, со спины лошади в галопе. Его пейзажи всегда оживлены сюжетами, в них добавлены персонажи, которые любуются на пейзаж или заняты каким-то делом, что вносит в картины удивительный динамизм.

Мир животных

Художник наделял жизнью каждый элемент природы, каждый цветок, каждое насекомое, каждый предмет. Всё пронизано дыханием жизни. Он рисовал животных и насекомых. Лягушки, рыбы, пчёлы, бабочки, птицы, цветы и деревья заполняют его рисунки, картины на шёлке и гравюры и отражают утончённый стиль художника.

Хокусай часто изображал животных в движении и создавал динамические композиции, например, борьбу между птицей и змеёй в работе «Фазан и змея» (1830-1833 гг.); птицу в полёте в картине «Снегирь и вишня в цвету» (1834 г.); в картине «Тигр, смотрящий на Луну» (1844 г.).

Насекомые часто присутствуют в мангах — пособиях по рисованию для молодых художников.

Отец манги

Он создал «мангу Хокусая». В ту эпоху под мангой имелись виду не комиксы, а своего рода художественные пособия с множеством деталей и зарисовками из жизни. Эти рисунки были опубликованы в 15 томах и считались «энциклопедией японского народа» и повседневной жизни Японии эпохи Эдо.

Каждый том посвящён конкретной тематике: животные, танцы, ремёсла, быт, легенды, растения и т. д. Сегодня многие учатся, как нарисовать аниме лицо, например, осваивая уроки рисования. В Японии эта традиция теперь очень популярна.

Человек с множеством имён

Хокусай неоднократно менял своё имя и брал разные псевдонимы. Считается, что у него было больше сотни имён. При рождении ему дали имя Токитаро; когда он занимался рисованием портретов актёров, он носил имя Сюнро; во время обучения в школе Ринпа и создания дорогих гравюр он использовал имя Сёри. Хокусай ― это имя, которое он принял, став независимым художником. Свои пособия по живописи он подписывал именем Таито. Его последним псевдонимом стал Гакё Рёдзин Маньцзи ― «старик, без ума от живописи».

Популярность во Франции

«Старик, без ума от живописи», как он сам себя называл, был источником вдохновения для французских художников. В его родной стране Хокусай никогда не имел официального признания, а во Франции он его получил. Во второй половине XIX века художник Феликс Бракмонд нашёл пачку его манг, которые служили… обёрточной бумагой для фарфора в посылке. Он пришёл в восхищение и использовал их для росписи на сервизе. Эдмон де Гонкур, учредитель Гонкуровской премии, обнаружив рисунки Хокусая в стиле укиё-э (буквально означает «плывущий мир»), написал о них книгу. Европейские художники-импрессионисты коллекционировали работы Хокусая и черпали в них идеи. Критики также высоко оценили его искусство. Через эти рисунки французы получили представление о жизни в Японии. Хокусай, который в Японии имел популярность только среди среднего класса, во Франции был признан гением.

 

Версия на французском

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА