Реформаторы скрестили мечи со сторонниками жёсткой линии в южном Китае

Автор: 09.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Реформатор Ван Ян, выступающий против жёсткого курса, в провинции Гуандун, март 2010 года. Фото: Liu Jin/AFP/Getty Images
Реформатор Ван Ян, выступающий против жёсткого курса, в провинции Гуандун, март 2010 года. Фото: Liu Jin/AFP/Getty Images
Анализ новостей

Коммунистический режим Китая требует от своих кадров определённой жестокости и соблюдения партийной линии. Отклонение от курса часто может быть смертельным для чиновника-нарушителя. Однако в южной провинции Гуандун секретарь комитета партии Ван Ян выставляет себя реформатором, открытым новым способам ведения дел.

Это не устраивало других партийцев, стремящихся сохранить статус-кво и лидерство компартии. Ван работает в тесном сотрудничестве с нынешним лидером Ху Цзиньтао и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао, который заявил, что хочет видеть в Китае большую свободу. Однако это создаёт угрозу для чиновников, которые создали свою карьеру, расправляясь с простыми китайцами.

Теперь ключевые фигуры из «фракции окровавленных рук» сталкиваются с осуждением. Они поднялись по служебной лестнице благодаря бывшему лидеру Цзян Цзэминю, рьяно выполняя приказы Цзяна по уничтожению медитативной практики Фалуньгун.

Провинция Гуандун стала важным полем боя во время политической бури в руководстве компартии Китая (КПК). Именно здесь Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао протестировали идею о проведении реформ, чтобы остальные члены «фракции окровавленных рук» проявили себя, пытаясь блокировать эти усилия.

Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао уже предприняли шаги, чтобы ограничить полномочия Чжоу Юнкана, самого высокопоставленного члена клики Цзяна. Чжоу — руководитель Политико-юридической комиссии (далее Комиссия), которая управляет всепроникающей службой внутренней безопасности, полицией, судами и миллионами сотрудников военизированной полиции. Чжоу, как сообщается, был вынужден передать бразды правления Комиссией своему заместителю и в настоящее время, как сообщается, находится под следствием.

Это не устраивало двух самых могущественных союзников Чжоу, нынешнего главу отдела пропаганды Ли Чанчуня и бывшего заместителя председателя КНР Цзэн Цинхуна. Они работали в паре за кулисами, чтобы противодействовать Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао, в надежде отомстить и сохранить своё влияние.

Пропаганда против свободы прессы

Ли теперь использует своё положение главы отдела пропаганды, чтобы манипулировать средствами массовой информации в провинции Гуандун и очернять Ван Яна накануне 18-го съезда партии. На съезде семь из девяти членов всемогущего Постоянного комитета Политбюро будут заменены, в том числе Чжоу и Ли. Сведения, которые предоставил «Великой Эпохе» информированный источник, показывают, что 18-й съезд КПК может стать началом конца коммунистического режима, что обостряет борьбу за выживание партийных чиновников.

Ли недавно направил Туо Чжэню, вице-президенту Xinhua News Agency (Агентство «Синьхуа» — рупор коммунистической партии Китая), предложение занять пост директора отдела пропаганды в Гуандун. Заместитель директора пропаганды Ли Ян Цзянь, также из «Синьхуа», стала партийным секретарём в Southern Media Group и контролирует теперь 11 газет в провинции Гуандун.

Гонконгская Oriental Daily сообщила, что последние изменения в руководстве были направлены на Ван Яна с подачи некоторых высокопоставленных членов партии.

Ван уже споткнулся о преграды, выстроенные противостоящими ему партийными кадрами, которые в настоящее время контролируют большую часть медийного пространства в провинции Гуандун. Ван — известный сторонник свободной прессы, и газеты на юге Китая, куда входит провинция Гуандун, известны смелыми и откровенными публикациями. Ван призвал прессу помочь в раскрытии фактов коррупции, которые большинство чиновников обычно тщательно скрывают.

«Мы должны поощрять репортёров тайно расследовать и сообщать о том, какие заводы и поставщики занимаются подделкой и продажей контрафактной продукции. Мы должны также организовать людей из системы общественной безопасности, чтобы те защищали их», — заявил 7 мая Линь Ин, заместитель секретаря комитета партии Ван Яна в провинции Гуандун.

Линь Ин заявил, что журналистам необходима защита, чтобы они могли «более тщательно вести расследования и выявлять факты более точно».

Но то, что Ван хочет вытащить на свет, Ли хочет утаить.

После того как Southern Metropolis Daily недавно опубликовала откровенное сообщение о поддельных химикатах, отдел пропаганды и агитации выступил против Вана и принудил газету убрать статью.

В ней рассказывалось о тайном заводе в городе Хуэйчжоу, где местные власти захватили 70 тонн контрафактных коагулянтов, используемых для строительства метро в Дунгуане. Владелец завода также контролировал проект и помогал продавать химикаты.

Эта статья была снята через несколько часов после публикации. Инсайдер из Southern Metropolis Daily сообщил, что давление шло «сверху» и, скорее всего, статью приказал удалить отдел пропаганды города Дунгуань провинции Гуандун. По данным инсайдера, такие приказы приходят редко.

Цензура, вероятно, это первый признак наращивания усилий Ли, чтобы блокировать Вана и помешать усилиям Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао.

Фракционная борьба на всех уровнях

В то же время Вану приходится бороться с приверженцами жёсткого курса из правительства города Шэньчжэнь в своей провинции.

11 мая First Financial Daily («Первый финансовый ежедневник») опубликовал редакционную статью под названием «Ван Ян критикует процесс реформирования в Шэньчжэне. Бурные страсти прошлых лет утихают».

В статье писалось, что Ван Ян критиковал экономические реформы в Шэньчжэне. Ван сказал, что без устойчивых экономических реформ в направлении рыночной экономики Шэньчжэнь будет постепенно терять достигнутые позиции.

В тот же день Southern Metropolis Daily опубликовала редакционную статью, в которой секретарь горкома партии Шэньчжэня Ван Жун резко критиковал Ван Яна.

«Мы не согласны с недавним заявлением, что реформы в Шэньчжэне замедляются. Если в реформах 80-х годов нужно было только мужество, реформам в настоящее время также нужна мудрость», — заявил Ван Жун.

По негласным правилам компартии не принято критиковать своих товарищей, как сделал Ван Ян, но и заявление Ван Жуна — не обычное дело.

Комментаторы предположили, что их, как кукол, дёргают за нитки, они борются друг с другом по указанию руководителей их фракций.

Комиссия заблокирована

Гуандун стала полем битвы ещё и потому, что Ван Ян заблокировал местное отделение Политико-юридической комиссии провинции Гуандун, по словам защитника демократии, китайского диссидента Сун Юйсюаня.

Основная причина для «фракции окровавленных рук» броситься в атаку в провинции Гуандун состоит в том, что после последних изменений в руководстве Ван Ян исключил местную Политико-юридическую комиссию из Постоянного комитета Гуандуна. Это рассматривается как первая ласточка в плане Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао по полному расформированию Комиссии.

Так как Чжоу находится под надзором, «фракция окровавленных рук» не имеет контроля над главными рычагами власти внутри режима. Это вынуждает Ли использовать своё положение главного пропагандиста в борьбе с Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао.

Уже не первый раз Ли Чанчунь портит усилия других должностных лиц, контролируя общественное мнение через средства массовой информации. Ли был секретарём комитета партии провинции Гуандун, а после того как он был назначен главой отдела пропаганды, в паре со своим преемником в провинции Гуандун, он начал серьёзную «чистку» в Southern Metropolis Daily. Заместитель редактора был арестован по обвинению в экономических преступлениях и приговорён к 8 годам лишения свободы, но был освобождён, когда Ван Ян пришёл к власти в провинции. Ван также выпустил других, которые были заключены в тюрьму из-за чисток.

Политический реформатор

В последние дни заявления Вана, убежденного сторонника политических реформ Вэнь Цзябао, включали смелые опровержения партийных догм и позиций компартии. Однако реформы угрожают коррумпированным кадрам.

Есть несколько партийных установок, которые формируют основные претензии на её легитимность, например: «нет нового Китая без КПК» и «всё, что есть хорошего и славного в Китае, создано партией». Ван сходу отверг их: «Мы должны прорваться через ошибочное представление о том, что счастье людей зависит от партии и правительства».

13 мая он заявил: «Те, кто ищет выгоды для себя, используя свою власть, будут осуждены общественностью. Власть нам даётся народом, и она может быть использована только для блага народа».

На следующий день, 14 мая, Ван перевернул ещё одну лицемерную догму партии с ног на голову, и те, кто разбирается в ситуации в Китае, поймут всё очень хорошо. Ван сказал, имея в виду членов Постоянного комитета провинции Гуандун, что «иногда может быть разумным, чтобы хозяин указывал своим слугам, как делать дела». Партийная пропаганда всегда провозглашает, что китайский народ является хозяином, а должностные лица являются слугами народа. Ван переиграл эту избитую фразу, видимо, для того чтобы поощрить диссидентов.

Усилия Вана в борьбе с коррупцией, возможно, больше всего волнуют чиновников.

Ван недавно объявил о планах сделать Гуандун первой провинцией, где чиновникам надо будет обязательно декларировать свои активы. Это было шокирующее заявление, с учётом масштабов коррупции в Китае, ведь многие высокопоставленные чиновники будут задеты.

В ближайшем будущем

События в Гуандуне будут интересными в ближайшем будущем, так как там противоборствующие силы будут позиционировать себя перед предстоящим национальным съездом партии. Будущее Вана зависит от того, насколько успешно будет расти мощь его союзников Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао, двигающихся в направлении реформ. То, что были уволены и блокированы некоторые самые жестокие кадры режима, является хорошим предзнаменованием.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА