Цирковой тигр рычит во время репетиции. (China Photos/Getty Images) | Epoch Times Россия
Цирковой тигр рычит во время репетиции. (China Photos/Getty Images)

Как буддийский монах укротил свирепого тигра

Покорители тигров
Автор: 03.05.2022 Обновлено: 03.05.2022 14:40
Могучего и храброго тигра за его величественную походку и громоподобный рёв с древних времён называли «царём зверей». В сознании многих поколений тигр считался символом  мужества или власти, его величественный и внушительный образ соответствовал благородному и царственному облику.

Однако во многих случаях мир всё чаще осознаёт, что тигры могут напасть на людей и даже съесть, поэтому в реальной жизни люди хотят от них избавиться.

В целом, тигр — это одновременно ритуальный и могучий зверь, храбрый и сильный, но также опасный и пугающий. Если это так, то те люди из народных преданий, которые могли покорять и повелевать тиграми, должны обладать необычайными способностями. Возможно, они были бессмертными или даосами, Буддами или Богами.

Буддийское и даосское наследие культуры Фуху оказало большое влияние на художественное творчество и архитектуру на протяжении веков, многие картины и знаменитые памятники изображают деяния монахов Фуху. Давайте познакомимся с ними получше.

Легенда о буддийском монахе Фуху

В 97-м томе «Императорской энциклопедии эпохи Тайпин» есть запись о необыкновенном монахе, которого в то время называли мастером дзэн.

В молодости дзен-мастер стремился к совершенствованию и  после некоторых перипетий пришёл на гору Лунхушань, чтобы практиковать в храме.

В горах в то время было много свирепых животных, но тигр не вёл себя как царь зверей и был очень послушным при монахе, не проявляя никаких признаков свирепости. Иногда случалось, что дзен-мастер встречал в горах кабана, сражающегося с тигром, и ему достаточно было взмахнуть своим посохом, чтобы отогнать их:

«Расходитесь, вам не нужно сражаться друг с другом».

И тогда тигры и дикие кабаны разбегались в разные стороны. Люди уважали мастера дзэн, и никто не смел относиться к нему пренебрежительно.

Во времена династии Северная Вэй мастер Санчоу однажды увидел двух тигров на горе Ванву, которые рычали и дрались, пытаясь подавить друг друга силой. Монах подошёл к тиграм и воткнул свой посох между ними. Двум тиграм стало стыдно перед этим милосердным монахом, они опустили головы и разбежались в разные стороны.

Во времена династии Западная Цзинь монах Тяньчжу Цю очутился в Китае. Лодочник на переправе через реку в Сянъяне увидел  монаха в рваной одежде и не позволил ему сесть в лодку.

Когда лодка достигла другого берега, люди с удивлением обнаружили, что монах уже пересёк реку, а впереди него шли два тигра, как бы указывая мудрецу путь. Тигры прижали уши и опустили хвост, выказывая послушание. Мудрец погладил тигров по голове, как домашних животных, и они ушли.

Люди по обе стороны реки наблюдали за необычным шествием, как человек и тигры идут друг за другом, и тоже последовали за мудрецом.

Небесный мастер запрягает тигра

В даосской вере и культуре известно, как мастер Чжан Тяньши ездит верхом на тигре, чтобы изгнать злых духов для людей. В 18 томе «Ли ши чжэньсянь ти дао тун цзянь» (летописи о Пути поколений истинных бессмертных) записано, что, когда Чжан Даолин, Небесный Мастер династии Хань, выращивал эликсир долгой жизни, вокруг горшков часто появлялись зелёные драконы и белые тигры.

После того, как работа была завершена, через год в районе Фаньлин  появился Бай-Ху (белый тигр) дух-покровитель запада, который пристрастился пить человеческую кровь. Чтобы выжить, местным жителям приходилось каждый год убивать одного человека и принести его в жертву белому тигру. Мастер Чжан Тяньши сжалился над людьми и использовал свою божественную силу, чтобы дать наставления Богу Белого  Тигра и вернуть его к  праведности, избавив людей от демонов.

Со времён династии Сун кукольная фигурка тигра из полыни (талисман от злых сил, который носили на головном уборе в день праздника начала лета) во время фестиваля служила украшением лодок-драконов, называемых «полынными тиграми». В каждом доме висит статуэтка Чжан Тяньши, запрягающего тигра, чтобы отгонять бедствия и злых духов.

Пословица династии Сун гласила:

«Повелитель Небес, с выпученными глазами, смотрящий вниз, верхом на большом, плотоядном тигре, которого избегают праздные боги и призраки».

Там также говорится: «В пятый день пятого месяца, в полдень, Владыка Небес ехал на Айху. Красная пасть поднимается в голубое небо, и все ядовитые насекомые возвращаются в ад». В пословице изображён Чжан Тяньши верхом на тигре, изгоняющий демонов и злых духов ради людей и защищающий их покой.

Дмитрий Семёнов — обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на традиционной культуре Китая.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА