Детское воровство. Не всё своровано, что украдено

The Epoch Times21.08.2011 Обновлено: 21.02.2022 14:59

Детское воровство — это один из самых пугающих типов трудного поведения, с которым могут столкнуться родители, особенно приёмные. И, одновременно, это один из самых удачных примеров того, что за одним явлением часто кроется множество совсем других.

Согласно определению, «воровство — это спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности. При этом человек осведомлен о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя». Как мы видим, воровство — довольно сложное понятие, и далеко не всегда, когда ребёнок берёт чужое, он ворует.

Всё в этой жизни познаётся в сравнении. Ребёнок, живущий в детском доме, не имеет ничего «своего», поэтому для него не существует «чужого». Ему никто никогда не объяснял ценности денег, вещей, их принадлежности кому-то. Поэтому он может просто не знать о том, что, воруя, наносит кому-то ущерб, делает что-то плохое.

Будущие приёмные родители часто опасаются клептомании. Но это форма психического расстройства, болезнь, не имеющая отношения к условиям жизни человека и его социальному статусу. К счастью, это довольно редко встречающееся явление.

Ещё встречается так называемое невротическое воровство. Такой тип воровства может встретиться у детей с низкой самооценкой, переживших моральную травму, неуверенных в своём нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим. В душе такого ребёнка живёт беспокойство, вызванное дефицитом любви, которое он пытается заглушить чувством риска, азарта, удовольствием от обладания вещью. Однако потом на смену им приходит чувство вины. Отнеситесь с пониманием к терзаниям малыша. Дефицит любви не восполняется так быстро, как хотелось бы.

Встречается и демонстративное воровство, когда ребёнок, прекрасно зная о запрете, сознательно нарушает его, а попавшись, ведёт себя вызывающе, лжет, хамит, отпирается. Каждый такой случай необходимо анализировать отдельно. Возможно, ребёнок думает: «А что они сделают? Не откажутся ли от меня?» Возможно, таким странным для нас образом он добивается внимания.

Представим себе реалии, например, дома ребёнка. Десятки детей и одна замученная медсестра, которая изо дня в день моет, кормит, вытирает. Ей уже давно все это надоело. А ребёнок просто хочет внимания, хоть какого-нибудь, и он понимает, что чаще няня подходит к тем, кто громче всех плачет. Т.е. к тем, кто доставляет больше всего неприятностей. Получается, что виноваты мы сами, что поспособствовали развитию такого типа «протестного поведения».

Человек – существо социальное, и ему присущ определённый статус. Для ребёнка, особенно подростка, важна принадлежность к группе. Зачастую принадлежность к группе определяет наличие каких-то вещей. В неокрепшем пока сознании третьего не дано: или ты имеешь то, что есть у всех, тогда ты «свой», можешь испытывать чувство собственной значимости, или у тебя этого нет, тогда ты изгой, недостойный. Зачастую для подростков обладание престижной вещью – ещё и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. И если ребенок со счастливым детством и прочным домашним тылом за спиной часто способен справиться с такой ситуацией, то для приёмного ребенка стресс оказывается чересчур сильным.

Итак, когда ребёнок берёт чужую вещь, это не всегда соответствует определению воровства. В одном случае, он может не знать о том, что вещь «чужая», в другом – его целью не является обладание вещью. И бороться нужно не с самим воровством, являющимся симптомом, внешним проявлением проблемы, а с его причинами. Кроме того, нужно помнить, что нельзя ставить знак равенства между тяжёлым детством ребёнка и его поведением. Почти каждый ребёнок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для него эта ситуация – новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения, или представлением о себе как о преступнике.

Прежде чем «реагировать», вспомните, что никто из нас не рождается со сформированными понятиями, личность развивается по мере взросления, и это длительный процесс. Моральное развитие напрямую связано с опытом благополучной привязанности. Для ребёнка «голос совести» это не какое-то абстрактное понятие, даже не страх наказания, а страх потерять любовь и уважение близких. В благополучной семье у ребёнка сначала формируются понятия «не хочу расстраивать маму», «не хочу поссориться с папой», а потом они трансформируются в «можно» и «нельзя», «плохо» и «хорошо». Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, отмечаются задержки в развитии совести: ему некого беречь, он не умеет сочувствовать, нет отношений, которыми он бы дорожил, ведь всему этому тоже нужно учиться. Плюс постоянное чувство тревоги, задержка в интеллектуальном развитии (идея собственности сама по себе — довольно сложная). Поэтому детям с «неблагополучным стартом» требуется внешний контроль.

Что же делать, если вы столкнулись с воровством?

• При обнаружении кражи нас захватывает буря эмоций, но, позволив им выйти наружу, вы рискуете накрепко вбить ребёнку, что «воровать опасно, накажут». Цель же не в этом, а в том, чтобы ребёнок запомнил, что «воровать — плохо». Держите себя в руках, дайте себе время «остыть».

• Ни в коем случае не навешивайте ярлык «вор». Случившееся — это совершенно нормальный этап развития личности, шанс усвоить некоторые важные правила человеческой жизни.

• Если ваш ребёнок приёмный, и кража произошла вне дома, выясните все подробности. К сожалению, к социальным детям часто относятся предвзято.

• Постарайтесь понять, как ребёнок смотрит на эту ситуацию. Для этого внимательно и спокойно выслушайте его. Но чтобы ребёнок был откровенен с вами в такой стрессовой ситуации, нужно заранее создать доверительные отношения.

• Трезво оцените, на какой стадии развития находится ребёнок. Ведь отставать можно не только в росте и учёбе, но и в области морали. Может быть, ребёнку сейчас десять, а его моральное развитие находится на уровне шестилетнего. Тогда вам нужно соответственно выстраивать своё поведение. Да и помня об этом, легче простить и не упрекать его: «Ты же такой большой, а ведешь себя как маленький!»

• Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Что теряет тот, кто берет чужое – прежде всего, в отношениях с людьми. Рассказать, как плохо тому, у кого украли, что он чувствует. Объясните, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и что люди это преодолевают, и т.д.

• Предложить выход из ситуации. Обязательно нужно объяснить ребёнку, что нужно попросить прощения, зачем и как это нужно сделать, помочь ему в этом. Ни в коем случае не заставляйте его в одиночку проходить такое испытание, не позорьте. Если есть возможность возместить ущерб (вернуть, самому сделать новое, отдать своё), помогите ему сделать это.

• Спокойно и твёрдо выразите уверенность, что ребёнок научится справляться с соблазном взять чужое. Этим вы выразите свою поддержку, стимулируете его самовоспитание, укрепите доверие между вами.

• Если вы обнаружили, что за воровством стоят другие причины, начните решать эти проблемы. Если вам кажется, что сами вы не можете понять, что движет ребёнком, обратитесь к детскому психологу.

• И, пожалуй, самое главное, будьте ребёнку примером! Сколько бы раз вы не повторяли, что воровать плохо, он ни за что не поверит вам, если ваши действия будут расходиться со словами. Ни в коем случае не позволяйте себе нарушать право собственности ребёнка или других людей. Дети видят и замечают всё! Любое присвоенное вами «бесхозное» имущество льёт воду на «мельницу безнравственности» в сознании малыша.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА