Проводы Масленицы на Иркутском море

The Epoch Times28.02.2012 Обновлено: 06.09.2021 13:56
Новости. Иркутск, 28 февраля. Масленица: честная, широкая, веселая, боярыня Масленица, госпожа Масленица — один из самых древних и любимых праздников русского народа. Возник он в незапамятные времена, пережил христианство, атеизм и благополучно дожил до наших дней. Масленица (сырная неделя) начинается после вселенской субботы, в которую поминают усопших родственников, и справляется за семь недель до Пасхи, в период с конца февраля до начала марта. Праздник этот олицетворяет победу весны и солнца над зимой, холодом и мраком, светлых сил природы над темными, жизни над смертью.
Проводы Масленицы на Иркутском море. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Проводы Масленицы на Иркутском море. Фото: Ольга Судникович/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Христианская церковь всеми силами старалась искоренить этот праздник, считая его бесовским. Патриарх Никон хотел вовсе его отменить, да не успел, но сократил его с 14 дней, как справляли его в древней Руси, до 7 дней. В Европе этот праздник со сходными обычаями также широко праздновался в древности, а сейчас он трансформировался в весенние карнавалы. Папа Иннокентий XI также хотел его отменить, но, подобно русскому патриарху, смог только сократить его на 8 дней.

На Масленицу было принято стряпать блины, которые олицетворяли солнце. Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные правила: понедельник — встреча; вторник — заигрыш; среда — лакомка; четверг — разгуляй широкий; пятница — тещины вечера; суббота — золовкины посиделки; воскресенье — прощеный день.

В Сибири на Масленицу существовал такой обычай — соединялись вместе несколько саней огромного размера, туда усаживались скоморохи, даже медведи и Госпожа Масленица, в сани запрягали до 20 лошадей, которые возили их по улицам. Часто Масленицу представляли в виде мужика, соломенного чучела или деревянного истукана. Раньше часто строили на Масленицу снежную крепость, и молодые парни делились на две команды: конных и пеших. Пешие, вооруженные метлами, защищали крепость, и метлами пугали лошадей, а конные пускались во всю прыть на взятие городка, прорывались через ворота, и затем, сломав крепость, все вместе с песнями возвращались в деревню. Празднество заканчивалось сжиганием чучела Масленицы.

Я очень люблю праздник Масленицы. Смолоду мы всегда ходили на это гулянье, смотрели, как лазят на столб, перетягивают канат, ходят на ходулях или сражаются друг с другом мешками, набитыми соломой, и катаются на тройках. Мы пели частушки и танцевали на площади, ели горячие блины и обжигались чаем. На душе было светло и весело.

Как и в предыдущие годы, в воскресенье в Иркутске, при большом скоплении народа, состоялись проводы зимы, то есть Масленица. Зима нынче стоит очень теплая, лед на Байкале и на заливах Иркутского моря довольно тонкий, поэтому городские власти побоялись вывести людей на лед. Из-за этого основное празднество проходило в недавно выстроенном в центре Иркутска квартале деревянных домов «под старину» — маленький и красивый район старинного деревянного зодчества.

Район этот небольшой, к тому же еще и недостроенный, а людей было очень много. Они толкались между палатками со всякой немудреной снедью, выходили на площадь, где располагалась сцена, на которой трое парней в джинсах и две женщины в сарафанах поверх пальто раздавали призы тем немногим счастливчикам, которые смогли залезть на столб. Не было ни привычных скоморохов, ни шуток, ни частушек. Постояв немного, люди уходили, но на их место приходили другие.

Побродив среди толпы и не увидев ничего интересного, я отправилась на настоящую народную Масленицу — на Иркутское море. Сотни машин на несколько километров выстроились на льду вдоль левого берега Иркутского моря и на ближайших к городу заливах, люди приезжали большими компаниями, старые и молодые, с детьми и собаками. Каждая компания сооружала возле себя Масленицу — каких там только Маслениц не было: и большие, и маленькие, были из веточек с косыночкой сверху и наряженные в сарафаны и платья, каждый старался нарядить ее как можно лучше.

Развлечения были тоже традиционные для этого места — дельтапланеристы летали на своих дельтапланах с моторчиками, кто-то гонял на снегоходах, и почти все, за исключением самых старых или ленивых, катались на подручных средствах, привязанных к машине за веревку. Подручные средства были самые разные — санки, горные лыжи, тюбы, автомобильные шины и даже нечто, напоминающее большое корыто. Особо отважные катались на расчищенном корте — там машины сильно заносило на льду, и катание становилось довольно опасным, но смельчаки все равно находились.

Возле каждой компании весело потрескивал небольшой костерок, пахло дымком и шашлыками, стояли столики с едой, но пьяных не было. Приятно было видеть, что почти в каждой компании были люди разных возрастов — от малышей до очень пожилых людей. Пожилые с удовольствием грелись на солнце в шезлонгах, малыши лепили свои куличики, а молодые играли в мяч, скакали на огромных скакалках, катались на лыжах – кто во что горазд. Сама собой вдруг вспомнилась старинная русская игра лапта, оказалось, что кто-то еще помнит правила игры, из лопаты была сделана бита, из непонятно чего мячик, и игра понеслась.

Когда солнце стало садиться, каждая компания с веселым хороводом стала жечь свою Масленицу, напевая при этом: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, Масленица, прощай, на тот год снова приезжай», как будто в людях проснулась память о каких-то забытых древних обрядах предков. Чучела догорели, и все разъехались по домам.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА