
«Омикрон» разрушает экономику Китая
75% населения Китая полностью вакцинированоКомпартия Китая добивается «нулевого уровня заболеваемости», но с появлением нового штамма «Омикрон» число случаев COVID-19 значительно увеличилось. При этом в Китае 75% населения полностью вакцинировано. Даже третья доза вакцины «Синовак» оказалась неэффективной против «Омикрона». В результате Китай готовится к третьему году блокировок и ограничений, которые наносят ущерб экономике.
Блокировки и контроль усилились
В последние месяцы Пекин усилил социальный контроль. В городе Сиане 13 млн жителей находятся в изоляции, по состоянию на 3 января было зарегистрировано 1758 подтверждённых случаев COVID-19, согласно официальным данным. Но реальное число может быть гораздо выше, так как китайские власти скрывают истинные цифры.
Во Внутренней Монголии около 10 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома из-за нескольких десятков случаев заболевания. В шанхайском Диснейленде заперли 33863 посетителя, поскольку у одного из них тест на COVID оказался положительным.
Два скоростных поезда были задержаны по пути в Пекин, так как ранее два члена экипажа оказались в непосредственной близости от инфицированного человека. При этом сотни пассажиров отправили в централизованный карантин. Город в провинции Цзянси после выявления одного случая заражения отключил светофоры, чтобы люди не садились за руль.
Пострадали и домашние животные. Во Внутренней Монголии работники по профилактике COVID во время дезинфекции домов убивали домашних животных помещённых на карантин людей. В городах Чэнду, Харбин и Уси власти проникли в дома помещённых на карантин жителей, чтобы убить их домашних питомцев.
Города по-прежнему заблокированы: полиция перекрывает дороги, закрывает школы, отменяет поезда и проводит миллионы тестов на COVID. Местным чиновникам грозит наказание, если случаи заболевания обнаружат в их районе.
По этой причине многие из них приняли жёсткий подход к борьбе с болезнью. К примеру, власти города Хэйхэ объявили «народную войну», предлагая вознаграждение $15600 жителям, сообщившим о нарушении ограничений.
При продаже жаропонижающих препаратов аптеки обязаны регистрировать имена покупателей в базе данных по отслеживанию вируса, иначе они лишатся лицензии. Граждане с положительным результатом теста, не явившиеся в клинику, могут быть привлечены к ответственности.
Власти Китая помещают в карантин не только людей, находившихся в непосредственном контакте с заражённым, но и вторичных контактёров. Новые правила отслеживания распространяются даже на людей, находившихся в непосредственной близости от инфицированного человека.
Мобильные приложения используются для тестирования и помещения на карантин людей, прошедших через районы потенциального заражения. В Чэнду 82 тыс. человек заставили пройти тестирование, потому что их мобильные телефоны в течение 10 минут находились в пределах 800 м от инфицированного.
Издержки политики «нулевого COVID»
Неудачные попытки Пекина уничтожить вирус спустя два года стали доказательством того, что правильной стратегией является управление, а не искоренение. Такие страны, как Австралия и Сингапур, отказались от политики «нулевого COVID», понимая, что они не могут вечно оставаться заблокированными. Однако в Китае продолжаются периодические блокировки и сбои в экономике. Страна также закрывается от мира, ограничивая туризм и грузоперевозки.
Самолёт авиакомпании Delta Air Lines был вынужден развернуться на полпути между Сиэтлом и Шанхаем, потому что в Китае изменились антиковидные правила.
Приземление самолёта в США вызвало хаос, так как у некоторых пассажиров были просрочены визы и тесты на COVID, и они теоретически не могли въехать в США. Пекин решил ограничить количество прибывающих международных рейсов до уровня 2,2% от показателя до пандемии, а вновь прибывшие должны проходить карантин в течение 14 дней.
Даже возвращающиеся китайские граждане должны были заполнить множество документов и пройти несколько тестов на COVID. Что касается выездного туризма, то правительство практически полностью прекратило выдачу загранпаспортов.
Издержки политики «нулевого COVID» астрономические. Границы были фактически закрыты в течение двух лет. Пострадали Монголия и Казахстан, которые ведут активную торговлю с Китаем.
В 2019 году на Китай приходилось 33% импорта, 89,1% экспорта и 64,4% общей торговли Монголии. В 2020 году после закрытия границ экспорт Монголии в Китай сократился до 68%, а импорт остался на уровне 35,2%. В Казахстане люди несут экономические потери как в экспортном, так и в импортном секторах, в то время как десятки тысяч пустых контейнеров стоят на границе. Китай периодически закрывает морские порты из-за одного случая, сея хаос в глобальной цепи поставок.
Экономика слабеет
Китайский лидер Си Цзиньпин проводит репрессии в сфере технологий, в то время как страна столкнулась с кризисом в сфере недвижимости. Новое строительство в таких районах, как Чжэцзян, которые неоднократно подвергались блокировке, замедлилось. Между тем цены на жильё неуклонно снижались из-за вялой экономики.
Рост розничной торговли замедляется вопреки прогнозам Пекина. Уровень безработицы высок и составляет 5%, не считая миллионов рабочих-мигрантов, которые потеряли работу на заводах. Аналитики ожидают, что слабая экономика сохранится и в новом году, особенно если компартия продолжит политику «нулевого COVID».
Чтобы смягчить удар, Народный банк Китая планирует высвободить $188 млрд ликвидности в банковскую систему. Это увеличит долг Китая, который уже составляет более 300% ВВП.
В 2019 году на долю туризма приходилось почти 12% от общего ВВП Китая. Один только внутренний туризм был отраслью с оборотом $942 млрд, обеспечивающей средства к существованию около 30 млн человек. В 2020 году туризм сократился на 60%. При сохранении ограничений из-за COVID-19 нет никаких надежд на восстановление туризма в 2022 году.
Китай продолжает готовиться к проведению зимних Олимпийских игр. Власти рекомендовали администрациям городов строить массовые карантинные учреждения для тысяч прибывающих из-за рубежа. Режим карантина и тестирования вряд ли вдохновит спортивных болельщиков.
Антонио Грачеффо, доктор философии, провёл более 20 лет в Азии, профессор экономики и аналитик по Китаю, пишет для различных международных СМИ. Автор книг «За пределами пояса и пути: глобальная экономическая экспансия Китая» и «Краткий курс китайской экономики».
Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times