Галактическая трапеза: звезда проглатывает планету одним большим глотком

Что произойдёт с Землей, когда наше Солнце превратится в красного гиганта? Оно поглотит ближайшие планеты
Автор: 01.06.2023 Обновлено: 01.06.2023 13:53
Впервые учёные поймали звезду в процессе поглощения планеты — не просто откусывания или укуса, а одного большого глотка.

Астрономы сообщили 3 мая о своих наблюдениях за тем, как газовый гигант размером с Юпитер или больше был съеден своей звездой. Солнцеподобная звезда веками раздувалась от старости и, наконец, стала настолько большой, что поглотила планету, находящуюся на близкой орбите.

Это мрачный прогноз того, что произойдёт с Землёй, когда наше солнце превратится в красного гиганта и поглотит ближайшие планеты.

«Если вас это утешит, это произойдёт примерно через 5 млрд лет», — сказал соавтор исследования Морган Маклеод из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Это галактическое пиршество произошло между 10 тыс. и 15 тыс. лет назад вблизи созвездия Орла, когда звезде было около 10 млрд лет. Когда планета попалась в «звёздные объятия», произошла быстрая горячая вспышка света, за которой последовал длительный поток пыли, ярко светящейся в холодном инфракрасном диапазоне, говорят исследователи.

Хотя ранее уже были обнаружены признаки того, что другие звёзды проглатывают планеты и последствия их пищеварения, это был первый случай, когда наблюдалось само проглатывание, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature.

Исследователь Массачусетского технологического института Кишалай Де заметил вспышку света в 2020 году, просматривая снимки неба, сделанные Паломарской обсерваторией Калифорнийского технологического института. Потребовались дополнительные наблюдения и сбор данных, чтобы разгадать тайну: вместо того, чтобы поглотить свою звезду-компаньона, эта звезда съела свою планету.

Учитывая, что срок жизни звезды составляет миллиарды лет, само поглощение было довольно коротким — оно произошло по сути в один момент, сказал Манси Касливал из Калифорнийского технологического института, который принимал участие в исследовании.

Выводы «очень правдоподобны», — сказала Кэрол Хасвелл, астрофизик из Открытого университета Великобритании, которая не принимала участия в исследовании. В 2010 году Хасвелл возглавила группу, которая с помощью космического телескопа «Хаббл» обнаружила звезду WASP-12, находящуюся в процессе поедания своей планеты.

«Это совсем другой вид поглощения. Эта звезда проглотила целую планету одним глотком, — сказал Хасвелл в электронном письме. — В отличие от неё, WASP-12 b и другие горячие юпитеры, которые мы изучали ранее, деликатно „облизываются и обгладываются“».

Астрономы не знают, обращаются ли ещё планеты вокруг этой звезды на более безопасном расстоянии. Если да, то у них может пройти тысячи лет, прежде чем они станут вторым или третьим «блюдом» звезды.

Теперь, когда они знают, что искать, исследователи будут следить за новыми космическими глотками. Они подозревают, что тысячи планет вокруг других звёзд постигает та же участь, что и эту, и в конце концов постигнет нашу Солнечную систему тоже.

«Всё, что мы видим вокруг себя, всё, что мы построили вокруг себя, всё это исчезнет в одно мгновение», — сказал Де.