Учимся управлять своим страхом

Автор: 19.06.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

Страх может быть мощным мотиватором, но его необходимо понимать и обращаться с ним надлежащим образом.

Страх перед пандемией за год охватил земной шар и продолжает крепко его держать.

Прогнозы о том, что в ближайшем будущем появятся новые, более заразные и смертельные вирусы, опираются на факты. Постоянный учёт числа заболевших и смертей побуждает нас беречь себя и не рисковать жизнью.

В прошлом году люди находились в сильном напряжении, поэтому резко увеличилось число самоубийств, психических заболеваний, передозировки наркотиками, насилие в семьях.

Чувство страха стимулирует соблюдать меры предосторожности, однако страх наносит людям огромный вред. В июньском номере журнала Health and Behavior за 2020 год исследователи указали, что наказания за несоблюдение мер предосторожности вызывали у людей негативную реакцию, протесты, стигматизацию, депрессии, неадекватное поведение, потерю самоконтроля и т. д.

«Для пропаганды рекомендуемых профилактических мер широко используется тактика запугивания, — пишут исследователи. — Мы утверждаем, что непредвиденные негативные последствия могут быть результатом запугивания, которые усиливают и без того сложную ситуацию с пандемией».

Страх — ужасное чувство, но у него есть назначение. Чувство страха является защитным механизмом организма и заставляет нас принимать решения, чтобы выжить, если мы сталкиваемся с опасными для жизни ситуациями.

К сожалению, это чувство может дать сбой. Страх искажает реальность. Он может из мыши сделать слона, и тогда мы вынуждены жить в постоянном стрессе.

По словам Брєндона ЛаГрека, автора новой книги «Рак, стресс и образ мышления: концентрация разума на усилении исцеления и устойчивости», пагубен не сам страх, а наша реакция на него. ЛаГрека также занимается китайской медициной.

«Сначала надо оценить наш страх, оправдан он или нет, и с учётом этого подумать, что мы можем с этим сделать», — сказал ЛаГрека.

Чтобы лучше понять странную двойственную природу этой грубой эмоции, ЛаГрека разделил страх на две основные категории: текущий и надвигающийся. Мы мало контролируем первую категорию и слишком сильно контролируем вторую.

Непосредственные опасения возникают без предупреждения и требуют немедленных действий.

«Допустим, кто-то едет впереди вас и неожиданно нажимает на тормоза. Ваше тело должно отреагировать. — сказал ЛаГрека. — Это может спасти вам жизнь. Вы жмёте на тормоз, сворачиваете и делаете всё необходимое в этой ситуации».

Сравните это со страхами, которые относятся к категории надвигающихся, такими как развод, смерть, социальная рознь, политические беспорядки и страх перед неизвестным. Эти страхи могут давить на нас неделями, месяцами или даже ещё дольше. Они могут стать угрозой для вас в будущем, но никогда не знаешь, в какой момент. Надвигающиеся страхи заставляют нас всегда быть начеку. Стороннему наблюдателю эти опасения могут показаться банальными и необоснованными, но мы страдаем.

Наши реакции на текущие и надвигающиеся страхи также различаются биохимическими процессами. ЛаГрека объяснил, что, столкнувшись непосредственно со страхом, надпочечники вырабатывают адреналин и норадреналин. Это даёт быстрый прилив энергии и позволяет сосредоточиться на стрессовой ситуации. После того как опасность миновала, и мы перевели дыхание, состояние «бей или беги» исчезает, и гормоны стресса возвращаются к исходному уровню.

Гормон, который в первую очередь помогает смягчить надвигающийся страх, — это кортизол. Однако навязчивая природа надвигающегося страха никогда не даёт передышки этому гормону. Постоянно повышенный уровень кортизола может принести вред психическому и физическому здоровью.

Помимо снятия стресса, кортизол снижает воспаление в организме и уровень сахара в крови. Однако человек устроен так, чтобы делать угрозы приоритетом, даже если страдают другие функции. В условиях непрекращающегося стресса и повышенного уровня кортизола люди обычно легче набирают жир и труднее его теряют. Страдает их иммунная система. Нарушается уровень сахара в крови. И всё тело сильно изнашивается.

«Подвергая себя хроническому воздействию кортизола, мы становимся болезненными и уязвимыми для различных воспалений, — сказал ЛаГрека. — Мы знаем, что кортизол вызывает катаболические [деструктивный метаболизм] процессы в кишечнике. Это наносит долговременный вред организму».

Страх выполняет важную функцию, но в какой-то момент вы должны уметь его отключать. Нужно уметь перейти от борьбы и бегства к отдыху и приёму пищи — гораздо более спокойному и полезному для здоровья состоянию.

Вы можете наблюдать такой переход из одного состояния в другое в природе. Кролик, ещё недавно убегающий от ротвейлера, вскоре с радостью будет жевать листья фиалки неподалёку. Однако люди склонны постоянно размышлять о прошлом и беспокоиться о будущем, увековечивая страхи, поддерживая стресс и высокий уровень кортизола.

Всплеск адреналина при чувстве страха призван защитить вас от вреда, но надвигающийся страх — это предвестник болезни, которую спровоцирует постоянный приём кортизола. Было доказано, что длительное состояние страха ослабляет иммунную систему, нарушает пищеварение и ускоряет старение из-за воспалительных процессов, лежащих в основе хронических заболеваний.

Хронические заболевания — это заклятый враг современной медицины. Хроническое заболевание протекает медленно, часто незаметно и обычно тесно связано с образом жизни и стрессом. Острое заболевание или травма носят локальный характер и часто имеют непосредственные причины и способы лечения, такие как очистка закупоренной артерии или наложение шва на рану.

«Мы действительно хорошо разбираемся в тех вещах, которые имеют для нас кратковременное значение. А ведь есть долгосрочные вещи, — сказал ЛаГрека. — Именно на этой категории я действительно концентрируюсь, особенно когда речь идёт о больных раком, но её также нужно учитывать и людям, напуганным COVID».

Хроническое заболевание является устойчивым и длительным. От него нелегко избавиться приёмом лекарств или хирургическим вмешательством. Обычно оно носит системный характер и связано с образом жизни, который мы устанавливаем на протяжении всей жизни.

Назови этот страх

Хорошо, если можно убежать от страха. И в некоторых случаях бегство может быть лучшим вариантом. Но из-за угрозы возникновения надвигающегося страха лучше выбрать борьбу, а не бегство.

Борьба начинается с изучения страха, который вы испытываете. Очень поможет, если вы сможете поделиться этим с другими.

«Подумайте о больном раком, — сказал ЛаГрека. — Вместо того, чтобы расстраиваться (это ужасный диагноз, я боюсь умереть), лучше расскажите об этом родственникам или терапевтам. Выполняйте всё, что нужно. Делайте всё возможное, чтобы определить свой страх. Назовите его».

Если вы ничего не сделаете, чтобы определить свой страх, вы можете даже не осознать, что он есть. Просто у вас появится ощущение, что вы всегда отчаянно пытаетесь сбежать.

Дипломированная медсестра и тренер по восстановлению после травм Джами Кардер сказала, что ей было за 40, когда она впервые узнала, что страх руководил почти каждым решением, которое она когда-либо принимала. Когда она решила принять свои страхи, всё изменилось.

«Каждый раз при столкновении с чем-то ужасным у меня появлялся шанс проявить смелость», — сказала Кардер.

Когда Кардер исследовала свои страхи, то обнаружила, что все они указывают на одну и ту же причину: она боялась отказа. Когда она начала противостоять этим чувствам и преодолевать страх, то почувствовала, что становится сильнее.

«Много раз то, чего я боялась, никогда не происходило. Собственно, почти всегда. Но иногда меня бросали. Это было, конечно, плохо. Но я выжила, — сказала Кардер. — Я получала отказ так много раз, что сейчас чувствую себя непобедимой».

Конечно, это чувство непобедимости обычно не возникает в одночасье. Но ЛаГрека отметил, что даже те, кто ещё недостаточно силён, чтобы противостоять своим страхам, всё же могут научиться существовать с ними и чувствовать себя достаточно комфортно в их присутствии.

«Мы не можем отключить эту реакцию на страх, но мы можем смягчить её с помощью таких вещей, как работа с дыханием и медитация, — сказал он. — Они, безусловно, могут улучшить ваше состояние и повысить ваш иммунитет».

Призыв к действию

Страх может быть неприятным и даже болезненным. Но это боль, которую нужно услышать. Попытки игнорировать свой страх в итоге только навредят вам.

Инструктор по огнестрельному оружию Синди Фрост сказала, что страх в качестве мотивационного средства спасал ей жизнь бесчисленное количество раз. Она описала один случай. Будучи молодым полицейским, она разыскивала в неблагополучном районе мужчину, который ранее ночью жестоко угрожал женщине. Заметив крупного мужчину, похожего на подозреваемого, Фрост задумалась, стоит ли ей вызывать подкрепление.

«Я заметила мужчину ростом выше шести футов, с очень большим животом, зачёсанными назад волосами и во фланелевой рубашке. Он шёл посреди улицы, — сказала Фрост. — Волосы у меня на затылке встали дыбом. По всем приметам было понятно, что это, скорее всего, преступник».

Обычно во время ночных дежурств Фрост без посторонней помощи справлялась со многими вызовами. Но она была достаточно хорошо знакома с чувством страха, чтобы понять: сейчас она не может действовать одна.

«Это реакции, данные нам Богом, — сказала Фрост. — Прислушивайтесь к указаниям, которые даёт вам страх. И реагируйте в соответствии с ними».

Сместите фокус

Есть большое отличие между изучением своего страха и зацикливанием на нём. Изучение — мотиватор. Зацикливание — просто обуза.
Цель не в том, чтобы отключить этот механизм выживания, а в том, чтобы помнить о его подсказках, но при этом развивать смелость, чтобы справиться с ним. Остальное только подпитывает страх.

Модельер Эви Розенблум всё время боялась, что с её семьёй может случиться что-то ужасное. Всё началось с того, что в её районе произошёл лесной пожар и перестрелка. Эти события заставили Розенблум беспрерывно беспокоиться о её детях. Она сказала, что застряла в режиме постоянной борьбы или бегства.

Женщина видела, как эта одержимость разрушает разум и тело, но не могла остановиться. Она часами изучала способы предотвращения насильственных преступлений и отслеживала все потенциальные угрозы, с которыми может столкнуться её семья. Её здоровье постоянно ухудшалось.

«Чем больше я изучала, тем больше волновалась, пока это не проявилось на физическом уровне. Внезапно я увидела искры перед глазами и почувствовала, что вот-вот упаду, — сказала Розенблум. — Головокружение длилось несколько месяцев. Мне поставили диагноз вестибулярная мигрень. Когда я узнала, что лекарства от неё нет, то подумала, что моя жизнь окончена. Мне стало грустно от того, что я не смогу обеспечить своим детям счастливую жизнь».

Вырваться из бесконечной петли страха Розенблум помогла её 4-летняя дочь. Застав её плачущей, девочка сказала: «Мамочка, ты можешь быть счастливой».

С этого момента Розенблум переключила своё внимание с борьбы и отчаяния на радость. Она отключилась от всего, что вызывало у неё стресс, начиная с новостей. Она заполнила пространство воодушевляющими подкастами и весёлой музыкой.

«Просто невероятно, как быстро я смогла снова стать сама собой. Потому что смогла распознать и устранить стрессовое мышление и перенастроить свой мозг с помощью позитивных мыслей и действий, — сказала она. — Было приятно принять решение, что я больше не позволю своим страхам мешать мне радоваться жизни. Вместо этого моим приоритетом будет создание благоприятных условий для моих детей».

Страх — это врождённый защитный механизм, но известно, что силы, которые манипулируют нами, используют этот инстинктивный рефлекс. Пропаганда печально известна тем, что управляет нашими эмоциями ради политических соображений и побуждает людей делать выбор исходя из страха, а не логики.

Те, кто достаточно смел, чтобы исследовать бессознательные реакции, вызванные надвигающимися угрозами, могут перестать смотреть на страх как единственного советчика, а обратиться к чему-то более созидательному.

Как и Розенблум, ЛаГрека предлагает концентрироваться на позитиве. Он рекомендовал во всём основываться на благодарности.

«Возьмём, к примеру, март прошлого года, когда вы не знали, хватит ли у вас туалетной бумаги или еды, — сказал ЛаГрека. — В то время вы должны были спросить себя: „Что у меня есть? За что я могу быть благодарен? Кто эти люди в моём окружении, которые поддерживают меня прямо сейчас?“ Обращайте внимание на все те положительные аспекты своей жизни, которые могут вам помочь. Это важно».

В жизни мы должны быть способны реагировать на угрозы, с которыми сталкиваемся, но мы также должны обращать внимание на наше благополучие. Если ваш страх ощущается как болезнь, попробуйте думать о нём как об учителе. Прислушивайтесь к урокам, которые он даёт.

«Какие трудности в вашей жизни? И как вы можете использовать их, чтобы стать сильнее? — говорит ЛаГрека. — Исцелиться — значит после преодоления трудностей стать совершенно другим человеком».

Конан Милнер — медицинский обозреватель Epoch Times 

Источник: The Epoch Times

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА