Секреты психологии чиновников

Автор: 30.10.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:46
Функциональные особенности чиновников изучил политолог Алексей Шустов. Он предлагает использовать   полученные знания в общении с функционерами. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха
Функциональные особенности чиновников изучил политолог Алексей Шустов. Он предлагает использовать полученные знания в общении с функционерами. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха
Избавиться от менталитета просителей и жалобщиков

Известная парадигма русских проблем – 3 Д (деньги, дураки и дороги) в последнее время настойчиво пополняется еще одним явлением – чиновник.

Практически каждый из нас испытал на себе «могучее» действие его произвола. Митинги и шествия, жалобы в прокуратуру и суды – это, конечно, законный способ коллективной самозащиты, а как быть в этих условиях простому гражданину, когда он «один на один»? Нашелся ученый, политолог, сам прошедший «медные трубы» работы во властных кабинетах, который решил помочь гражданину в общении с чиновным лицом.

Алексей Шустов только что выпустил книгу с интригующим названием «Обуздай орка! Секреты психологии чиновников».

Советы не постороннего

Алексей Шустов напоминает, что у Д. Толкиена «Орки служили своему господину из страха, в глубине души ненавидя его». Он предлагает свой подход к «законной эксплуатации госслужащих». Однако сравнивая бюрократа с орками – персонажами фэнтези, справедливо подчеркивает, что не считает орками всех чиновников.

Может быть, один из важнейших выводов автора: орки сильно слабеют на свету. То же самое происходит с чиновниками: как только на него направляют свет, то есть его больше не прикрывает крышка компьютера или застекленный барьер, он начинает нормально работать. За пределами своих кабинетов они оказываются обычными милыми понимающими собеседниками, а сидя в своем кресле, превращаются в функцию.

Функциональные особенности чиновника и изучил политолог, и предлагает использовать полученные знания в общении с функционером. Это не просто размышления ученого – его рекомендации основаны на глубоком знании психологии, мыслей и чувств чиновного люда. Поэтому А. Шустов предлагает перед походом в чиновничий кабинет понять психологию госслужащих, что позволит выбрать правильную манеру поведения.

Это помощь тем, кто самостоятельно пытается добиться от чиновника исполнения его прямых обязанностей.

Автор советует воспринимать чиновников как роботов, то есть раздражаться на них или взывать к их совести бессмысленно. Войдя, следует быть вежливым, но уверенным в себе. Не помешает и знание корпоративной этики и лексикона этих служащих. В книге читатель найдет и бюрократический словарь.

«Самое главное в работе чиновника — написанное слово», поэтому столь важна подготовка бумаг и документов, с которыми приходит посетитель.

А. Шустов поднимается до обобщений стратегического характера. Можно попытаться вести себя нахраписто, давить на чиновника уверенностью, силой характера. Привести служащего в состояние, когда он не успевает осмыслить все, что ему говорится, и внезапно высказать ему требование. Однако чиновник закален, поэтому такой способ работает не более чем на 60%. Есть способ наивно-мягкого общения, постепенного «приручения» орка, но для этого требуется много времени. 90% успеха автор отдает способу «холодного давления», когда «проситель» сам становится немного роботом и своей неотступностью утомляет «противника», законными способами отнимает его время, и тогда тот, чтобы избавиться от посетителя, принимает, наконец, решение.

Однако политолог предупреждает, что бесполезно взывать к чувствам служащего (ведь он – робот): его не разжалобишь, его не очаруешь косметикой или нарядом, даже сексуальным.

Книга – пособие для гражданина

В пресс-клубе «Зеленая лампа» в Санкт-Петербурге 19 октября состоялась дискуссия «Можно ли манипулировать чиновником?» Участники поделились пониманием того, что в обществе сложилась устойчивая схема: безынициативное поведение граждан и злоупотребление госслужащими своими полномочиями.

Научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко считает, что не всякий человек может стать чиновником: «Чиновник – человек с определенным типом личности. Он должен уметь использовать ситуацию для собственного продвижения, затевать интриги, создавать коалиции, дружить с кем-то и быть против кого-то. Главная задача власти – не сделать лучше, а чтобы население не бунтовало».

Протасенко отметила, что книга Шустова может помочь людям стать более самостоятельными, что очень важно, так как статистика показывает, что россияне (90%) предпочитают писать жалобы: ««Люди превращаются в профессиональных жалобщиков. Некоторые переписки с чиновниками достигают тысячи страниц!»

Так что не только чиновники виноваты в сложившейся ситуации. Поколения наших предков привыкли к иерархии в отношениях и зависимости от царя-батюшки, а теперь – от президента. Как следствие, для людей характерны апатия и положение просителя. Алексей Шустов подтверждает: «У нас человек ориентирован на то, чтобы отдать власти право принимать решения, в отличие от западного мира, где более развито гражданское общество. Если чиновники [на Западе] не исполняют свои обязанности, то им грозит суд и отстранение от должности».

Однако постепенно люди становятся более активными, и это пособие, написанное легким языком с долей тонкой иронии, будет им в помощь.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА