Государства не в состоянии контролировать утечку оружия нарушителям прав человека
Государства не в состоянии эффективно контролировать
международные поставки оружия, которые в итоге приводят к грубым
нарушениям прав человека, заявила в понедельник Amnesty International.
В своём новом докладе организация приводит свидетельства того,
что транспортные компании, зарегистрированные в Китае, Франции,
Российской Федерации, Соединённом Королевстве и США – пяти государствах,
которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН – имеют
возможность переправлять обычные вооружения и боеприпасы в страны, где
ими могут воспользоваться в целях нарушения прав человека и совершения
военных преступлений.
«Слабые механизмы надзора за наземными и воздушными
перевозчиками оружия, которые постоянно наращивают объёмы международных
поставок обычных видов вооружений, не ограничиваются лишь теми
юрисдикциями, где отсутствуют эффективные правовые нормы надзора за
экспортом и импортом вооружений»,– заявил Брайан Вуд,
руководитель кампании «Оружие – под контроль!» в Amnesty International.
«Чтобы защищать человеческие жизни и права человека, Договор о
торговле оружием, который в настоящий момент находится на согласовании в
ООН, должен учитывать — помимо разработки процедур государственного
лицензирования экспорта и импорта — роль перевозчиков и прочих
посредников, которые участвуют в цепочке поставок вооружений».
Выход доклада «Deadly Movements: Arms Transportation Controls
in the Arms Trade Treaty»(«Смертельно опасные
перевозки: механизмы надзора за транспортировкой вооружений в Договоре о
торговле оружием», на англ. яз.) приурочен к возобновлению в
штаб-квартире ООН в Нью-Йорке первого раунда переговоров по вопросу о
содержании международного Договора о торговле оружием.
Представленные в докладе сведения подтверждают, что морские и
воздушные перевозки оружия, которые в последнее время выполнялись
транспортными компаниями, зарегистрированными в упомянутых пяти
государствах, а также судами с портами приписки в европейских странах,
представляют серьёзную угрозу, поскольку могут привести к грубым
нарушениям международного права в области прав человека и гуманитарного
права.
В докладе приводится следующий пример: с марта 2008 по февраль
2010 года суда, приписанные к британским портам и управляемые
английскими и немецкими транспортными компаниями, перевозили кассетные
боеприпасы и компоненты для их производства из Южной Кореи в Пакистан
для оснащения вооружённых сил этой страны.
Эти перевозки осуществлялись вопреки обязательствам, взятым на
себя Великобританией и Германией, о полном запрете на поставки и
применение кассетных боеприпасов.
Ещё один пример, изложенный в докладе, касается того, как в
сентябре 2008 года Болгария отправила детали пулемётов зенитных орудий
регулярным пассажирским рейсом авиакомпании Air France из Софии в
аэропорт имени Шарля де Голля в Париже. Далее груз переправили в
Найроби, причём пунктом назначения в транспортных накладных числился
Кигали.
Существовала явная и значимая угроза того, что детали
пулемётов зенитных орудий, закупленных правительством Руанды, отправятся
дальше. Такое оружие применялось в ходе боевых действий в
Демократической Республике Конго, сопровождавшихся грубыми нарушениями
прав человека, когда свыше 220 000 человек лишились крова. Власти
Болгарии, Франции и Кении, допустившие экспорт и транзит груза через
свою территорию, не пресекли эти поставки.
Составители доклада предлагают включить в Договор о торговле
оружием три основных блока стандартов, обязывающих всякое государство
регулировать перевозки оружия, боеприпасов и соответствующего
оборудования: (1) через свою территорию и воздушное пространство; (2)
при участии компаний-перевозчиков вооружений, действующих под
юрисдикцией данного государства; а также (3) морскими и воздушными
судами под его флагом.
Составители доклада демонстрируют, каким образом стандарты,
выработанные для компаний-перевозчиков, в том числе оценка вероятности
того, что груз оружия будет использован не по назначению или передан в
другие руки, могут использоваться для пресечения поставок вооружений при
наличии явной угрозы грубых нарушений норм международного права
государствами или вооружёнными группировками.
*****
В основе доклада «Deadly Movements» лежит новое исследование
при участии Amnesty International, International Peace Information
Service
и исследовательского центра по вопросам организации поставок оружия
TransArms.
Компании-перевозчики – это предприятия, которые владеют или
управляют морскими и воздушными судами, равно как и прочими
транспортными средствами, а также судовые агенты, брокеры,
экспедиторские и чартерные компании, которые занимаются перевозкой
грузов.
Генеральная Ассамблея ООН поручила участникам конференции по
Договору о торговле оружием и подготовительному комитету выработать
международное соглашение об«установлении максимально
высоких общих международных стандартов в отношении передачи обычных
вооружений».
Первое заседание подготовительного комитета Конференции
Организации Объединённых Наций по Договору о торговле оружием будет
проходить в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (с 12 по 23 июля 2010 года).
Это – первые официальные переговоры по вопросу о содержании будущего
договора. Подготовительный комитет проведёт ещё три заседания в 2011 и
2012 году, которые завершатся итоговой конференцией, запланированной на
2012 год.
Источник: Amnesty International
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать