Из истории Тибета

The Epoch Times08.06.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:51
Древняя Тибетская крепость. Фото с сайта blogs.mail.ru
Древняя Тибетская крепость. Фото с сайта blogs.mail.ru
В далекой древности Тибет был независимым и воинственным государством, и занимал весьма обширную территорию. Сильной централизованной власти в Тибете не было, он был разбит на несколько относительно независимых княжеств, которые группировались вокруг сильнейшего хана или князя. По сравнению с жителями соседних стран, китайцами и непальцами, тибетцы были довольно невежественными и дикими, и часто нападали на своих соседей. Так, в 763 году н.э. тибетские войска захватили китайскую столицу, и китайцы платили им дань.

Постепенно под влиянием буддизма нравы тибетцев несколько смягчились. Когда образовалось новое сильное монгольское государство, монголы подчинили себе не только маленький Тибет, но и огромный Китай. Правда, они не вмешивались в дела Тибета, утверждали его правителей и потихоньку перенимали буддийскую культуру у более продвинутых к тому времени тибетцев.

Власть в Тибете принадлежала светским правителям. Тибет делился на отдельные уезды, которые враждовали между собой. Видя слабость светских правителей, пятый далай-лама Ловсан решил захватить власть над ними и послал Хошотскому (монгольскому) Гуши-хану приглашение приехать в Тибет. В 1640 году Гуши-хан вторгся в Тибет с большим войском и вступил в борьбу с самым могущественным из князей Тибета — князем города Шихацзе. В 1643 году он завладел городом и убил князя.

В это время в Китае стали возвышаться маньчжуры, победившие монгольские племена и затем взошедшие на пекинский престол. Дальновидный Гуши-хан отправил к маньчжурскому двору посла, провозглашая Тайцзуна (маньчжурского полководца, покорившего Китай) «Великим – Хуанди – Манджушри». Гуши-хан также формально передал власть над Тибетом Далай-ламе, хотя фактически главой Тибета был он сам, а затем власть перешла к его сыну Очиру-хану. Сын Очиру-хана Пунцок принял титул Далай-хана, а его сын Далай-хан Лхавсан в 1695 году принял подданство Китая. Он и стал последним монгольским ханом Тибета.

С 1682 года наступает самый смутный период истории Тибета. Во главе управления делами в стране встал Санчжай-чжямцо, образованный человек и замечательный политик, который хотел отстоять независимость Тибета, как от Монголии, так и от Китая. Для начала он скрыл смерть пятого Далай-ламы, чтобы не терять своей власти (и скрывал её в течение 16 лет). Затем он для вида выказывал повиновение Китаю, а сам тайно поддерживал монголов в борьбе с Китаем. Когда монголы были побеждены императором Кан-си, деяния Санчжай-цжямцо обнаружились, и в 1705 году он был убит Лхавсан-ханом.

Монголы, тем не менее, продолжали претендовать на власть в Тибете, и в 1717 году чжунгарский полководец Цэрин-дондуб на границе Центрального Тибета разбил войска Лхавсан-хана, который со своим сыном укрылся в Потале. Тибетские изменники, вступив в переговоры с Цэрин-дондубом, открыли ему крепостные ворота, и Лхавсан-хан был убит.

С этого времени и вплоть до конца 19 столетия тибетцы жили относительно спокойно, без всяких потрясений. Они отгородились от всего мира, сохраняя свои древние обычаи и не желая знать, что твориться в мире за высокими горами, не признавали никаких новшеств цивилизации. Платили пошлину китайцам, содержали представителя китайских властей – амбаня, который считал службу в Тибете ссылкой и несчастьем своей жизни (не упуская, впрочем, возможности разбогатеть), устраивали религиозные церемонии и думали, что так будет всегда.

Но ветер перемен уже развевал молитвенные флажки над монастырями Тибета, и перемены начались с приходом к власти в Тибете 13-го Далай-ламы Агвана – Лобсан-чжямцо или Тхуптен Гъяцо. Тхуптен обладал сильным и благородным характером, он сразу отменил смертную казнь и открытую продажу должностей – меры, чрезвычайные для Тибета.

В 1904 году британцы вторглись в Тибет и заняли Лхасу. Тибетцы не могли противостоять англичанам. Малочисленное войско, совершенно необученное, вооруженное кремневыми ружьями, даже не оказало никакого сопротивления. Тибетцы были уверены, что их защитят молитвы лам, и умирали с выражением удивления на лицах. Англичане были потрясены. Генерал, командовавший английскими войсками, до конца жизни не мог себе простить этой бойни. Ему казалось, что он убивает невинных детей.

Тхуптен Гъяцо вынужден был бежать в Монголию и провести там несколько лет. Он попытался в это время установить тесные отношения с Россией, рассчитывая на её помощь в борьбе с британцами, но безуспешно. В 1909 году он вернулся в Лхасу, но вновь был вынужден бежать, теперь уже в Индию под охрану британцев, спасаясь от китайских войск, осадивших Лхасу.

Сила династии Цин в то время была значительно подорвана участившимися восстаниями внутри Китая и «опиумными войнами» с Англией. В 1911г. в Пекине вспыхнуло очередное восстание, и Китай был вынужден отозвать свои войска. В 1913 году Тхуптен Гъяцо вернулся в Лхасу и провозгласил независимость Тибета.

Далай-лама провел множество прогрессивных реформ: изменил сельскохозяйственную систему, бывшую неизменной со времен средневековья, ввел запрет на ведение торговли для монастырей, отменил наказания с нанесением тяжких увечий, изменил систему налогообложения, реформировал и модернизировал армию за счет богатых монастырей, ввел в обращение бумажные деньги и марки. Он также предпринял меры по укреплению монастырской дисциплины и создал полицейские силы. В Тибете появилось электричество, была установлена телефонная связь, появился первый автомобиль.

Все эти меры вызвали недовольство со стороны духовенства и светской элиты, чинились препятствия и во внешней политике Тибета, отчего Тхуптену приходилось пользоваться жесткими и непопулярными методами для достижения поставленных целей, и реформы удалось провести лишь частично.

В 1932 году, за год до своей смерти, Тхуптен Гъяцо заявил, что Тибет потеряет свою независимость, если сопротивление реформам не прекратится. Перед смертью он предсказал: «Очень скоро в этой стране… будут предприняты предательские действия. В это время, если мы не отважимся защищать нашу территорию, наши духовные личности могут быть уничтожены без следа, собственность и власть могут быть отобраны. Кроме того, наша политическая система исчезнет без остатка. Собственность всех людей любого сословия будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время придет».

После его смерти (1933 год) это предсказание начало сбываться. Были разорваны отношения с сильным союзником — Англией, и Лхаса погрязла в бесчисленных дворцовых интригах. Реформы были приостановлены.

Продолжение следует…

Часть 2

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА