Министр, который осмелился откровенно говорить с императором

The Epoch Times05.04.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:27

Цзи Ань был министром императора Уди во времена династии Хань. Он был очень честным человеком, и осмеливался говорить откровенно с императором.

Как-то раз случился пожар в Хенэй, и сгорели тысячи домов. Император послал Цзи, чтобы оценить ущерб. Во время путешествия по провинции Хэнань Цзи обнаружил, что более десяти тысяч семей голодали из-за засухи, доходило даже до людоедства. От имени императора он приказал местным чиновникам открыть зерновые склады правительства, чтобы накормить людей. Вернувшись, он попросил прощения у императора за подделку приказа. Император увидел верность Цзи Ань и наградил его.

Цзи Ань считал, что как министр, он должен быть верным своим обязанностям и указывать на нарушения чиновников. Однажды император созвал многих конфуцианских ученых и сказал, что он будет делать это и это. Цзи Ань сразу сказал: «Ваше величество, желание в Вашем сердце очень сильное, хотя на поверхности вы пытаетесь выглядеть доброжелательным и человечным. Как вы можете достичь доброжелательного правления, какое установили Яо и Шунь в свое время, если вы держите это в Вашем сердце?»

Император пришел в ярость, отменил встречу и немедленно уехал. Он сказал людям, которые были рядом с ним:«Цзи Ань такой упрямый». Другие министры были очень обеспокоены высказыванием Цзи Ань и критиковали его. Цзи Ань сказал: «Цель Его Величества в установлении позиции министерства — помочь ему управлять страной, безусловно, не льстить ему, чтобы не допустить плохого управления страной и позора для императора. Если мы будем дорожить только собой, разве не повредим тем самым стране?» Когда император успокоился, он не наказал Цзи Ань. Однажды он сказал: «В древние времена существовали чиновники, которые были очень честными и верными. Цзи Ань — такой чиновник».

Из исторических записей можно также увидеть, что Цзи Ань относился ко всему беспристрастно. Кто бы это ни был, даже члены семьи вдовствующей императрицы, он также осмеливался их критиковать. Как-то раз брат вдовствующей императрицы поспорил с маркизом Вейци. Император обсуждал это с министрами. Другой министр Чжэн согласился с маркизом Вейци, но опасался вдовствующей императрицы, так что он не смел настаивать на своей позиции. Однако Цзи Ань твердо заявил о том, что маркиз Вейци был прав.

Брат императрицы Вэй по имени Цинь Вэй был генералом, он был фаворитом императора. Все министры, кроме Цзи Ань, льстили ему. Хотя Цзи Ань отказался ему льстить, генерал по прежнему его уважал и вежливо спрашивал у него совета. Император также восхищался Цзи Ань. Когда император встречался с министрами, он всегда носил повседневную одежду. Тем не менее, всякий раз, когда Цзи Ань давал отчет, император всегда одевал парадную одежду. Однажды, когда Цзи Ань пришел с отчетом, и у императора не было достаточно времени, чтобы переодеться, он спрятался за занавеской, в то время как Цзи Ань передал послание.

Император Уди был очень жестоким. Иногда он мог казнить министра, которого до этого любил, просто из-за незначительной ошибки. Цзи Ань сердито сказал: «Ваше Величество, вы кропотливо ищите добродетельных и талантливых министров, но после того, как вы их находите, вы их убиваете, прежде чем у них есть шанс проявить их таланты. Количество талантливых добродетелей ограничено. Если вы будете убивать без предела, то на кого вы сможете положиться в управлении страной?»

Император улыбнулся и сказал: «Мы можем найти добродетельные таланты в любой момент. Так называемые добродетельные таланты — это просто полезный инструмент. Если у них есть талант, но они не готовы внести свой вклад, то у них нет никакого отличия от тех, кто не талантлив, и они бесполезны, даже если я их не убью». Цзи Ань сказал: «Хотя я не могу уговорить Ваше Величество на словах, но в моем сердце я знаю, что то, что вы сказали — неправильно. Я надеюсь, что ваше величество сможет исправить это, а не игнорировать принцип, который я выразил, хотя и на нескладном языке».

Король Хуайнань сказал однажды: «Среди министров в династии Хань только Цзи Ань может откровенно увещевать императора. Он не боится смерти во имя справедливости, поэтому он может четко различать добро и зло и не поддаваться влиянию».

Цзи Ань не поддавался влиянию, потому что у него не было личной выгоды. Процветание династии и страны зависит от честности ее министров.

Версия на китайском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА