Егор Покровский «Крестьянские дети зимой в избе», 1884 год / общественное достояние | Epoch Times Россия
Егор Покровский «Крестьянские дети зимой в избе», 1884 год / общественное достояние

Почему ребёнок на этой картине сидит в печке

В русских печах готовили еду, мылись, парились и лечились от простуды.
Автор: 21.10.2021 Обновлено: 21.10.2021 13:22
На этой картине мы видим крестьянскую семью в традиционном деревенском доме. Двое детей сидят на полу, один лежит на полатях, одного малыша держит отец, а ещё двое почему-то сидят в печке. Давайте попробуем разобраться, почему же детей посадили в печь.

Картину написал русский педиатр и крупнейший исследователь детского физического воспитания Егор Покровский. Она является иллюстрацией к книге «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», написанной Покровским в 1884 году.

Эта работа знакомит нас с крестьянским бытом. Здесь хорошо видно, что дети постарше спали на полатях, а малышей укачивали в самодельных люльках, подвешенных на верёвках. Телята зимой жили в избе, вместе с людьми.

Но вот любопытная деталь — ребёнок в печке. Что же он там делает? На самом деле просторные русские печи играли огромную роль в жизни людей того времени. В печах люди не только готовили еду, но и мылись, парились, а также избавлялись от простуды.

Вот как описывает процесс мытья в печке знаменитый русский этнограф, князь Вячеслав Николаевич Тенишев в 1899-м году:

«Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя. Причём подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном тёплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до „ломоты костей“ и хорошо промывши голову „щёлоком“, потом окатывается водой на сарае».

Особенно в печи любили мыться молодые девушки, которые боялись всякую нечисть, водившуюся, согласно поверьям, в банях, начиная с «банника» и заканчивая кикиморами, живущими в сырости под полом.

Разумеется, детей тоже мыли в печках. Но не только мыли, но и лечили. Совсем маленьких и слабых малышей в печах принято было «перепекать», чтобы ребёнок стал крепким и здоровым.

Лечение в печи было очень эффективным, причём оно использовалось в деревнях даже после революции. Известны случаи, когда «допеканиями» удавалось выходить младенцев, которые рождались семимесячными.

На картине Покровского мы видим момент мытья детей. Печь внутри застелена соломой, чтобы не перепачкаться сажей. Одного мать уже помыла, а второй сидит наготове на рогоже.

Картина Покровского очень интересна мелкими деталями, которые могут многое рассказать о быте того времени. Например, раньше во всех избах были полати, которые, по сути, представляли собой своего рода антресоли. Полати шли от боковой стенки печи до противоположной стороны избы. На них обычно играли и спали дети. Летом там сушили лён, лук, пеньку, лучину.

Также интересным моментом является телёнок в избе. Раньше молодых телят, ягнят и даже цыплят держали в сильные морозы в избе вместе с людьми. Рисковать жизнью полезного животного никто не хотел, поэтому приходилось терпеть такое соседство.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА