«Персей освобождает Андромеду». П. П. Рубенс. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фото: ru.wikipedia.org/Общественное достояние | Epoch Times Россия
«Персей освобождает Андромеду». П. П. Рубенс. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фото: ru.wikipedia.org/Общественное достояние

Античная мифология рядом с нами

Знать сегодня античную мифологию нужно, полезно. И даже модно
Автор: 16.12.2021 Обновлено: 16.12.2021 18:54
Начнём с вопроса: зачем нам, людям XXI века, нужны знания о греко-римской мифологии? Зачем наших детей в школах знакомят с мифами Древней Греции? Нам что, своих мало? Зачем на гуманитарных факультетах вузов изучают «античку»?

Для людей, интересующихся историей европейской и мировой культуры это вопросы отнюдь не риторические. Для тех, кто ценит европейскую и русскую классику в литературе, музыке, живописи, архитектуре, знание античной мифологии просто необходимы.

Начиная с эпохи Возрождения и до сегодняшнего дня, писатели и поэты, музыканты, живописцы и скульпторы черпают идеи и образы из сказаний древних греков и римлян. Творцы знают древние мифы. А мы? Посетители музеев и выставок, путешественники по европейским столицам, жители и гости Петербурга и Москвы — мы знаем?

Кто-то знает, ждёт встречи и получает огромный прилив положительной энергии. Ведь творец вложил её в свой шедевр. Эта энергия только и ждёт, чтобы пролиться в вашу душу. А кто не знает, — вообще ничего не заметит, и только устанет, потеряв свою силу, бродя среди каких-то скульптур и каких-то картин в музеях и по улицам культурных столиц.

Казалось бы, чему человек бронзового века может научить нашего современника? Он ведь совершенный неуч по сравнению даже с ребёнком десяти лет. Он не знал даже того, что Земля круглая, однако почему-то образы, созданные фантазией древнего грека или древнего римлянина, до сих пор поражают воображение.

Мифы это не сказки, это не для развлечения, это для нашего развития и для того, чтобы мы сегодня почувствовали основу и силу общечеловеческой культуры, почувствовали себя частью истории человечества.

Сегодня мы хотим поговорить о том, как глубоко проникла античная мифология в русскую культуру. Начнём с путешествия по центру Петербурга.

Летний сад. Это прекрасный памятник садово-паркового искусства XVIII века. Если вы не знаете античных мифов, вам, человеку XXI века, там скоро станет скучно. Вы можете не обратить внимания на уникальную решётку Летнего сада со стороны реки Мойки, а если вы знакомы с древнегреческим мифом о Персее и его подвигах, то сразу увидите, что на решётке сада укреплены круглые щиты с мёртвыми головами горгоны Медузы Змеи вместо волос переплетены между собой и, кажется, шевелятся.

Вы вспомните, что волшебный щит герою Персею подарила сама богиня войны Афина. И другие боги помогали Персею, сыну Зевса и Данаи, совершить этот подвиг — убить одну из трёх горгон. Голова Медузы на щите Персея — символ победы.

Вы проходите по боковой аллее сада, вдоль Лебяжьей канавки, и останавливаетесь на своеобразном балконе, который как бы навис над водой. Справа вы увидите прекрасную скульптурную композицию.

Если Вы знаете мифы, то долго не оторвётесь от прекрасной скульптуры «Амур и Психея» — «Любовь и Душа». Есть, о чём подумать и сказать, в конце концов: правы, эти греки. Откуда они всё знали про мою душу, которая всю жизнь одинока и ждёт любви. А, может быть, миф даже объяснит Вам, почему душа человеческая так одинока.

Давным-давно жила на свете царевна по имени Психея, что означает по-гречески Душа. Она была так прекрасна, что её подданные позабыли о богине красоты и любви Афродите.

Разгневанная богиня призвала своего помощника Амура, который должен был выпустить невидимую стрелу в сердце Психеи и пробудить в нём любовь к отвратительному чудовищу.

Этим самым ещё раз доказать, что любовь слепа. Пусть Психея помучается. Однако Амур не смог выполнить задание богини. Он сам влюбился. Встречи с любимой происходили по ночам в прекрасном дворце, который влюблённый предусмотрительно подарил девушке.

Психея тоже от всей души любила Амура и не задумывалась до времени, почему встречи с любимым должны проходить в абсолютной темноте, и она, Психея, не может видеть, кто её любит и кого любит она.

Потом, как это часто бывает у влюблённых девушек и женщин, она поделилась радостью со своими сёстрами. Те, естественно, позавидовали. Стали смеяться над Психеей:

«Глупая, наверно, влюбилась в чудовище, в отвратительного дракона. А то зачем бы эти свидания в темноте?»

Дали «неразумной» «полезный совет»: нужно обязательно увидеть, кого ты так любишь. Психея — Душа — теперь уже не в силах победить своё любопытство. Оно и погубит Душу. Однажды ночью, насладившись любовью, Психея зажгла масляный светильник и подошла к спящему Амуру.

Как прекрасен был Амур — Любовь! От волнения рука Психеи дрогнула, капля масла упала на плечо Амуру. Он проснулся и исчез. Исчез и дворец. А бедная Душа оказалась одна на дикой холодной скале.

Так Афродита мстила ей, заставляя страдать в холоде и одиночестве. Душа, Психея, искала и ждала Амура, мучилась в одиночестве и не теряла надежды, что Амур вернётся. Она корила себя за желание знать о любимом больше, чем он того хотел, но было поздно.

Вы прошли по аллее сада в сторону Невы и вышли на красивую площадку, которая украшена бюстами богов и героев. Несомненно, Ваше внимание привлечёт странная голова с двумя лицами. Это Янус, двуликий Янус. Сегодня этим именем мы клеймим лицемерных людей.

А в Древнем Риме бог Янус был покровителем всякого начала. И название первого месяца года, января, хранит в себе отголосок имени этого божества. Янусу была посвящена утренняя заря каждого нового дня, первый день всякого месяца. Первое января было всеобщим праздником.

В этот день римляне обменивались добрыми пожеланиями, угощали друг друга сладостями. В этот день было принято вступать в новую должность и, чтобы дела пошли благополучно, богу Янусу приносились жертвы.

Янус — это бог всех дверей (дверь по-латыни «януа»). В домах, в арках дверей, помещали бюсты божества. Это было изображение солидного мужчины с двумя бородатыми лицами. Одно лицо смотрело на запад, другое — на восток.

В Летнем саду с петровских времён липовые аллеи украшены множеством статуй античных богов и героев, с каждым из них, конечно, стоит познакомиться.

Рядом с Летним садом находится знаменитое Марсово поле. До революции здесь проходили военные парады. Всем известно, Марс — древнеримский бог войны. Между Троицким мостом через Неву и Марсовым полем мы увидим и самого Марса. Прекрасный юноша в военных доспехах и с мечом в руках.

На пьедестале написано, что это памятник великому полководцу Александру Суворову. Для русских людей Суворов, действительно, бог войны. Такая аналогия античности, созданная скульптором Козловским, была понятна современникам. И не возникал вопрос: а где же сам Александр Суворов? Марс — древнеримский бог войны. Суворова тоже называли и называют Богом войны.

От памятника Суворову пойдём по набережной Невы и окажемся рядом с Зимним дворцом — Эрмитажем. И здесь нам опять пригодятся знания древнегреческой мифологии. Атланты Нового Эрмитажа — один из символов Санкт- Петербурга.

Десять атлантов поддерживают портик над входом в музей. Древние греки считали, что именно титан Атлант (Атлас) держит на своих плечах небесный свод. Атлантам нашлась работа и в России.

Если уж мы оказались рядом с Эрмитажем, то стоит сказать, что многие шедевры западноевропейской живописи для человека, не знакомого с мифологией, могут остаться просто непонятными.

А ведь так жаль побывать в Эрмитаже и просто устать от разглядывания обилия абсолютно неведомых героев и героинь на полотнах великих мастеров: «Даная», «Персей и Андромеда», «Пейзаж с Полифемом», «Пигмалион и Галатея».

Теперь оставим изобразительное искусство и обратимся к литературе. Греко-римская мифология в XVIII — XIX веках глубоко проникла в русскую литературу. Если читатель не осведомлён о мифологических персонажах в лирике молодого Пушкина, то как понять, лирический или сатирический смысл вложил автор в своё творение. Это справедливо и в отношении творчества Г. Р. Державина, М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, И. А. Крылова.

Нам могут возразить, что не все люди культурологи и филологи. Хорошо, тогда ещё один аргумент в пользу мифологии. Прислушайтесь к современной речи. В словах «геометрия», «геология», «география» живёт имя греческой богини земли Геи. В слове паниковать «сидит» божество Пан. Пан — покровитель пастухов имел особенность так шуметь, что люди просто впадали в ПАНику.

Слово «Сирена» — из греческой мифологии. Сирены своим пением чуть не свели с ума самого Одиссея. Да и слово «одиссея» — в смысле рассказ о путешествиях — сегодня знакомо всем.

Ну, про то, что царица Психея поминается нами очень часто, когда мы пытаемся вникнуть в ПСИХологическое состояние человека и советуем ему «не ПСИХовать» и поберечь свою ПСИХику.

Мы сетуем на свой или чей-то бесполезный Сизифов труд, или характеризуем предстоящую уборку как наведение порядка в Авгиевых конюшнях. Европу мы называем Европой, а своей дочери даём прекрасное имя «Елена». Красивого молодого человека зовём Апполоном. Престижная премия называется Ника.

Девушку зовут Виктория, а юношу — Виктор. Простую овсяную кашу мы называем «Геркулес», месяцы года называются «март» в честь Марса, а «январь» — в честь Януса. А еще есть «яблоко раздора» и компьютерный вирус Троян. Помните миф о Троянском коне? Когда мы ждём вдохновения, мы «зовём музу».

Звёздное небо над головой — сплошная мифология. Млечный путь — пожалуйста, есть миф о том, кто разлил молоко, туманность Андромеды — есть миф, «объясняющий», как она туда попала.

Все планеты солнечной системы, каждый школьник знает, носят имена римских богов и богинь. Вывод простой: знать сегодня античную мифологию нужно, полезно. И даже модно.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА