Могут ли ограничительные меры COVID-19 привести к чему-то хорошему?

Травматический опыт может способствовать личностному росту
Автор: 27.12.2021 Обновлено: 27.12.2021 11:29
Многие люди сознательно ищут в своём опыте положительные моменты, которые помогают им выстоять в это трудное время. Лично я стала больше ценить отношения, помогать другим, проводить больше времени на природе и ощущать больше смысла в жизни. Я также стала больше думать о том, как жила до COVID-19 и как буду жить после пандемии.

И я не единственная. Мои друзья отмечали, что изоляция дала им больше спокойного времени для самоанализа, новые хобби (например, рисование) и время для занятий спортом, которые раньше откладывались. Эти изменения в жизни сделали их опыт самоизоляции более терпимым.

Хотя никто не стремится к катастрофе, мы можем использовать её как стимул для посттравматического роста.

То есть, не просто преодолевать трудности, а двигаться вперёд после них и обретать «большее чувство личной силы (личностный рост), более глубокие отношения с другими людьми (социальный рост) и больше ценностей в жизни (духовный рост)», — как написали исследователи из Греции в статье в журнале «Исследования психиатрии» в прошлом году.

Хотя некоторые из нас пострадали от COVID-19 больше, чем другие, но наша реакция на трудности и неудачи, может существенно изменить взгляд на жизнь и лучше подготовить нас к другим невзгодам, которые могут встретиться в дальнейшем.

Пандемия вызвала у многих людей стрессовое расстройство

Многие из нас знакомы с термином «посттравматическое стрессовое расстройство» или ПТСР — это изнурительное состояние наблюдается у людей, переживших сильную травму (например, войну, изнасилование, стихийные бедствия или насилие в семье).

Посттравматический стресс может оставить у людей навязчивые воспоминания о травме, а также повышенную бдительность, сильную тревогу и депрессию.

Недавние исследования показали, что пандемия вызвала у многих людей симптомы, похожие на ПТСР. Несомненно, переживание внезапных потерь или изоляция в течение нескольких месяцев травмируют. Но даже тем, кто не так сильно страдал в условиях карантина, всё равно трудно справиться со страхом и неопределённостью, которые породил COVID-19.

Мы можем чувствовать себя раздражёнными, подавленными, отстраняться от других людей и не спать по ночам — всё это симптомы посттравматического стрессового расстройства.
Как работает посттравматический рост?

Наука о посттравматическом росте может предложить некоторые рекомендации, как справиться со стрессом. Посттравматический рост часто происходит, когда люди находят способ примириться с травматическим опытом, найти в нём смысл или лучше понять себя и других.

Хотя многие исследования показали нам, что изоляция, вызванная пандемией COVID-19, повредила нашему психическому здоровью, некоторые исследования выявили, что карантин также дал людям возможность роста.

В новозеландском исследовании учёные опросили почти 1200 человек и обнаружили, что почти две трети респондентов смогли назвать положительные моменты, которые они испытали во время COVID-изоляции. Один человек сказал, что в результате карантина он получил возможность «проводить больше времени с детьми и супругой», а другой отметил:

«Мы также очень хорошо стали общаться с ближайшими соседями, которых раньше плохо знали».

Оба комментария говорят о том, что замедление жизни позволило им укрепить отношения.

Другие респонденты обнаружили, что «научились работать по-другому», или отметили, что «покупают только самое необходимое, и больше не тратят деньги на то, что не нужно».

Эти ответы показывают, что некоторые люди обдумывают изменения в своей жизни, которые могут продолжиться и после изоляции.

В подобных ответах в открытой форме прослеживаются две общие темы: люди выжили, научившись справляться с трудностями, удовлетворять основные потребности и поддерживать своё здоровье, а также преуспели, сосредоточившись на саморазвитии, рефлексии и росте.

«Период локдауна стал важным моментом в жизни людей и создал возможность остановиться, подвести итоги, поразмышлять, наладить связи и воссоздать себя», — заключили авторы.

Хотя исследователи не пытались проанализировать, как ограничения повлияли на общее самочувствие людей, но другие учёные показали, что поиск «серебряной нити» в невзгодах помогает людям вырасти из них и уменьшить страдания.

Конечно, контекст тоже имеет значение, а быстрая и совместная реакция Новой Зеландии на пандемию, возможно, облегчила её гражданам поиск положительных моментов. Но люди в других странах также нашли в своём опыте то, что заслуживает уважения.

Жители разных стран сообщали о позитивных изменениях в период локдауна

Например, в одном исследовании, проведённом в Испании, учёные разослали онлайновые анкеты 438 испанцам (от 18 до 68 лет) на второй и пятой неделе обязательного карантина, чтобы выяснить, как содержание под стражей во время COVID-19 повлияло на них эмоционально.

Как и ожидалось, люди сообщили, что испытывают множество негативных чувств: депрессию, тревогу и стресс, причём в большей степени женщины, молодёжь, люди с хроническими заболеваниями или низким уровнем дохода, а также одинокие люди.

Многие также сообщали о сопутствующих позитивных переживаниях, таких как благодарность, ощущение большего смысла жизни и жизнестойкость. Неудивительно, что наличие большего количества положительных эмоций и переживаний в целом повысило удовлетворённость жизнью людей во время карантина, что, в свою очередь, помогло уменьшить их дистресс и повысить уровень посттравматического роста.

Аналогичное исследование, проведённое в Германии, показало, что хотя способность людей испытывать моменты благоговения и благодарности не избавила их от бремени пандемии, она, по крайней мере, помогла им оценить более позитивные аспекты своей жизни в это трудное время.

«Серебряные нити» можно найти даже среди людей, заражённых вирусом. Например, в Китае исследователи опросили пациентов с COVID-19. Многие из них отметили позитивные изменения, возникшие в результате пережитого опыта.

Они сообщили о «переоценке жизненных приоритетов, более высокой оценке своей жизни, пересмотре ценностей и целей», «улучшении отношений в своём социальном кругу, в том числе поддержании более тесных отношений с семьёй и друзьями и готовности помогать другим», а также на «ощутимых изменениях в отношении себя, в том числе личностном росте и более глубоком осознании важности своего здоровья».

Хотя карантин привносит дополнительный стресс в семьи из-за необходимости договариваться об общем пространстве и уединении, но есть и положительные моменты. Например, некоторые пары отметили повышенную близость, улучшение общения и дух коллективизма.

И как показало одно исследование, более близкие отношения могут помочь снизить уровень стресса и уменьшить симптомы посттравматического стресса во время пандемии.

Значит ли это, что мы должны сосредоточиться на позитиве и стать лучше? Не совсем. Но это говорит о том, что в карантине можно найти положительные стороны, которые могут помочь нам избежать посттравматического стрессового расстройства и способствовать посттравматическому росту.

Нужно ли целенаправленно стремиться к росту во время невзгод?

Все вышеперечисленные исследования проводились в разгар пандемии. Возможно, некоторые люди от природы склонны видеть только хорошее, и это помогает им справиться с болезнью.
Но также возможно, что в экстремальных обстоятельствах мы можем сделать выбор и изменить свою точку зрения. Вопрос в том, как это сделать?

Вот несколько приёмов, которые могут помочь.

  • Ищите озарение. Вполне естественно испытывать стресс, депрессию или беспокойство во время травмирующих событий. Нам может казаться, что мир рушится или что мы не можем справиться с ситуацией. Но попытки подавить эти чувства или мысли не помогут нам двигаться дальше. Вместо этого, нам нужно найти способ выразить их и извлечь из них уроки.
  • Напишите экспрессивное письмо — техника, которая предполагает написать письмо в свободной форме о том, что нас беспокоит, чтобы отступить от ситуации и переосмыслить свою жизнь.

Исследования показывают, что экспрессивное письмо может способствовать посттравматическому росту, особенно если вы отстраняетесь от своих эмоций и пишете о том, что вы поняли в результате изучения своего опыта.

Стремитесь к самосостраданию. Мы переживаем травматический период, и необходимо сделать всё возможное, чтобы позаботиться о себе. Практика самосострадания поможет в этом, способствуя активному посттравматическому росту.

Поймите и примите свои чувства и мысли, вместо резкой критики отнеситесь к себе по-доброму и признайте свою связь с остальным человечеством. Исследования показали, что самосострадание приводит к росту после невзгод, потому что помогает людям переосмыслить свой опыт в более позитивном ключе и усилить чувство значимости

  • Ищите смысл и цели. Исследователи посттравматического роста обнаружили, что часто люди лучше всего восстанавливаются после травмы, когда находят смысл в своём опыте.

Исследования, проведённые во время пандемии, также подтвердили эту связь.

Как мы можем найти смысл во время пандемии? Можно обратиться к нашей религиозной или духовной практике за пониманием и утешением. Также можно заниматься осмысленной деятельностью, например, создавать произведения искусства, испытывать благоговение перед природой или глубоко общаться с близкими людьми.

Или же мы можем пересмотреть цель своей жизни и решить посвятить себя помощи другим нуждающимся. Любой из этих способов может помочь нам вырасти благодаря сосредоточенности на оценке смысла пережитого.

  • Практикуйте благодарность. Исследования показывают, что благодарные люди меньше страдают от ПТСР, а практика благодарности может помочь облегчить симптомы ПТСР и улучшить самочувствие. Оценивая даже незначительные вещи в своей жизни, за которые можно быть благодарным, вы сможете двигаться вперёд после травмы.

Во время пандемии компания Greater Good опросила людей, пользующихся нашей онлайн-платформой благодарности Thnx4. Оказалось, что практика благодарности позволила им почувствовать себя более устойчивыми, менее одинокими и более удовлетворёнными жизнью.
Это не значит, что мы должны испытывать благодарность за пандемию.

Мы также не должны надевать розовые очки или игнорировать глубокие потери. Но мы можем уравновесить эти трудности, не забывая делать то, что приносит нам счастье или смысл жизни.

Посттравматический рост не неизбежен, но он возможен, даже в таких тяжёлых обстоятельствах.

Если мы будем практиковать сострадание к себе и благодарность, искать смыслы и понимание, то сможем пройти через травмирующее влияние этой пандемии, будучи лучше подготовленными к тому, что нас ждёт впереди.

Ольга Петрова — Обозреватель и журналистка The Epoch Times, специализирующаяся на интервью и поиске аналитических материалов от лучших экспертов в свой области.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА