
Шведская компания H&M капитулировала под напором компартии Китая
Компания H&M недооценила роль компартии Китая в бизнесеH&M — небольшая организация, чей оборот несопоставим с доходами компартии Китая, которая контролирует экономику страны и переваривает $14,7 трлн год.
Доход H&M, производителя модной одежды, составляет всего около $1,8 млрд в год. Последние годы руководство компании отчаянно пытается увеличить эту цифру за счёт расширения своего присутствия на китайском рынке.
В 2020 году главный исполнительный директор H&M Хелена Хельмерссон получила компенсацию в размере более $14 млн. Для увеличения доходов за счёт роста продаж в Китае она должна выполнять требования компартии, которая обеспечивает доступ компании к 1,4 млрд китайских потребителей.
Вплоть до 2021 года дела у H&M шли хорошо, пока влиятельная коммунистическая лига молодёжи Китая (CYL) не обнаружила заявление компании, где она выражала беспокойство об использовании принудительного труда в Синьцзяне и непрекращающегося геноцида уйгуров и других мусульман. О этом сообщалось в отчёте Bloomberg от 14 марта, подготовленном Ясуфуми Сайто, Даниэлой Вей, Цзиньшаном Хонгом и Антоном Виленом, а также в отчёте The New York Times.
15 сентября 2020 года H&M заявила о прекращении отношений с китайским поставщиком, использующим принудительный труд. В тот период акции компании ещё росли.
Компартия против H&M
В марте 2021 года CYL и официальные СМИ компартии начали кампанию против H&M.
«Хотите зарабатывать деньги в Китае, распространяя ложные слухи и бойкотируя синьцзянский хлопок? Пожалуйста!» — написала CYL.
Пост стал вирусным, внезапно политизировав ношение одежды H&M в стране, где оценки, работа и продвижение по службе зависят от правильного политического подхода, то есть поддержки политики компартии.
Кроме CYL, компания H&M подверглась словесным нападкам со стороны Народно-освободительной армии, после чего закрыла около 60 магазинов в Китае.
С середины марта по 1 апреля 2021 года акции H&M упали более чем на 12%, что привело к снижению акционерной стоимости на миллиарды долларов. Такое падение могло привести к увольнению генерального директора.
Лавина критики H&M в Китае вызвала серьёзную озабоченность. В 2021 году для онлайн-пропаганды компартия привлекла около 2 млн платных интернет-«троллей», а также около 20 млн добровольцев — студентов, которые являются членами коммунистического союза молодёжи.
Основным потребителем H&M в Китае является молодёжь, ищущая модную одежду по разумным ценам, поэтому онлайн-пропаганда нацелилась именно на неё.

Полицейский пытается помешать съёмкам возле магазина шведского гиганта одежды H&M в Пекине, 25 марта 2021 года. (Greg Baker/AFP via Getty Images)
H&M недооценила компартию Китая
Согласно последнему отчёту Bloomberg, компания провела собственное расследование и объяснила негативные отзывы в прессе и падение продаж отсутствием поддержки со стороны компартии Китая.
«Проверка H&M показала, что местные власти не особенно ценят модного гиганта моды, по словам людей, знакомых с этим вопросом и пожелавших остаться неизвестными», — сообщает Bloomberg.
«Сумма, уплаченная брендом в виде налогов, была незначительной, а его отказ спонсировать мероприятия, поддерживаемые правительством, был воспринят как нежелание компании ставить отношения с китайской компартией в приоритет. А ведь именно КПК – это самая важная сила в продвижении китайского бизнеса».
Другими словами, H&M не платила компартии достаточно денег за защиту и не одобряла её политику геноцида населения, что является необходимым условием успеха в стране.
Это потенциальное объяснение проблемы H&M, и она работает над ее устранением, по данным Bloomberg. Но есть и другие.
Критика Китая Швецией
Бизнес-аналитик Марк Таннер сказал Bloomberg, что шведское правительство является одним из публичных критиков Пекина. Будучи небольшой и открытой страной, Швеция и её компании в Китае стали относительно лёгкой мишенью для ответных мер Пекина. В таком же положении оказалась канадская компания Canada Goose после инцидента с Мэн Ваньчжоу. Напомним, финансовый директор Huawei Мэн почти три года содержалась под стражей в Канаде по ордеру на экстрадицию из США за предполагаемое мошенничество.
В начале декабря, всего через пару месяцев после освобождения Мэн, китайские СМИ заявили, что компания Canada Goose проводит «дискриминационную» политику возврата. Вскоре после этого её акции упали более чем на 20%.
H&M зализывает свои раны в Китае, скрываясь от посторонних глаз, делая пожертвования на «правильные» благотворительные цели (по мнению компартии) и участвуя в торговых выставках, поддерживаемых компартией. Возникает вопрос, не лоббирует ли H&M шведских политиков, чтобы те смягчили свою критику Пекина. Компартия призывает к этому компании, ищущие благосклонности Китая.
Бизнес-стратегия Nike, Adidas и Uniqlo
Неудачная шведская компания и капитуляция перед компартией представлены Bloomberg в качестве наглядного примера того, что не следует делать, если хочешь преуспеть в Китае.
По мнению авторов статьи, более успешной в Китае оказались бизнес-стратегии компаний Nike, Adidas и Uniqlo. Все они сфокусировались на том факте, что партия уделяла особое внимание фитнесу и соревнованиям. Поэтому они спонсировали национальные команды по баскетболу и лёгкой атлетике, а также таких ведущих спортсменов, как теннисистка Ли На. Кроме того, компании инвестировали «в государственное спортивное партнёрство».
«Опыт H&M показывает, что во всё более националистическом Китае, который Си переориентирует на старые коммунистические принципы после многих лет открытости для Запада, глобальные бренды не могут позволить себе игнорировать политику компартии ни в Китае, ни в какой-либо другой стране», — сделало вывод издание Bloomberg.
Компании уничтожают сами себя
Читающий эту статью бизнесмен, вероятно, решит, что поддержка компартии необходима для успеха в Китае. Более того, она необходима для продвижения самого Китая в качестве мирового директора, поскольку экономика Китая и огромная потребительская база среднего класса растут очень быстро по сравнению с остальным миром.
Но если деловые круги продолжит подчиняться компартии, как это было раньше, бизнес не сможет эффективно вовлечь Китай в глобальные экономические процессы. Скорее наоборот, Китай вовлечёт и изменит бизнес, имеющий огромное политическое влияние в западных столицах.
Другими словами, чем больше таких компаний, как H&M, попадает под влияние компартии, тем больше рискуют демократия и рынки. С падением рынков наступит почти необратимая потеря акционерной стоимости в макроэкономическом масштабе.
Так что компании в погоне за краткосрочной прибылью постепенно уничтожают сами себя вместе со свободами, которые делают их такими эффективными.
Андерс Корр имеет степень бакалавра/магистра политических наук Йельского университета (2001 г.) и докторскую степень в области государственного управления Гарвардского университета (2008 г.). Он является руководителем Corr Analytics Inc., издателя журнала «Политический риск», и провёл обширные исследования в Северной Америке, Европе и Азии. Его последние книги — «Концентрация власти: институционализация, иерархия и гегемония» (2021 г.) и «Великие державы, великие стратегии: новая игра в Южно-Китайском море» (2018 г.).
Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times