Что значит для музыканта быть «сосудом»?

Автор: 24.06.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

Фраза, которую время от времени можно слышать среди музыкантов, особенно среди певцов, — «быть сосудом» во время выступления. Как у композитора у меня тоже есть своя версия этого образного выражения. Прежде всего за этой идеей стоит определённая психология, связанная с исполнением или созданием музыки, особенно во время публичного выступления. Частично это та же наполненность, которую испытывает любой лектор или актёр, выступая перед зрителями.

Это правда, что нужно обрести уверенность, чтобы выступать публично. Я не буду здесь вдаваться в подробности, просто хочу сказать, что считаю одним из самых ценных опытов в моём начальном образовании в далёком детстве то, что мне пришлось заучивать наизусть такие стихи, как «Гайавата», «Джаббервоки» и «Геттисбергское обращение», а потом в ужасе стоять перед классом и декламировать их. Но когда это осталось позади, пришла мысль, что это было прекрасно.

Как только основной страх делать что-либо в одиночку перед людьми побеждён, возникает вопрос о «сосуде». Подобно тому, как проповедники молятся перед своей проповедью, чтобы Бог использовал их, чтобы они говорили правильные вещи, так и музыканты часто выражают надежду на то, что каким-то образом они будут не самими собой, а проводником некой более великой духовной силы. И когда они действительно «теряют себя» в своей работе, что, возможно, означает, что теряют всё сдерживающее самосознание и оказываются «в зоне», они верят, что действительно служат сосудом.

Сосуд

Слово «сосуд» — это явно библейская метафора, с синонимами более современными, такими как «резервуар. Говорилось о сосудах освящения, чистых сосудах, сосудах высокого назначения, сосудах милосердия и т. д. Святой Павел был назван «избранным сосудом» (Деяния 9:15).

Глиняный сосуд в древние времена представлял собой резервуар обычно для перевозки жидкости или зерна. Во-первых, прежде чем он сможет в некотором духовном смысле наполниться, он должен быть пустым.

Под этим я подразумеваю, что если музыкант поглощён какими-либо отвлекающими мыслями, например, личным конфликтом с кем-то, тщеславием или ревностью по отношению к другому исполнителю, страхом или неуверенностью, то сосуд уже полон, и в нём нет места для вещей, которые вы хотите излить на публику.

Итак, сначала надо освободиться от всех этих вещей, а затем наполниться вещами, которые послужат завершению великого выступления: ясный ум, дух смирения и благодарности за возможность сделать это, чувство внутреннего покоя и даже любви к людям, которые будут вас слушать или смотреть на вас.

Во-вторых, мы привыкли видеть в магазине ряды сосудов, сошедших с конвейера, совершенно одинаковые. Но в древности сосуды изготавливались вручную, и не было двух абсолютно одинаковых. Я наставлял певцов «помнить, что ничей другой голос не звучит или не должен звучать так же, как ваш, поэтому, пожалуйста, прекратите сравнивать себя с другими певцами. Бог хочет использовать вас таким, какой вы есть».

быть сосудом

Древние сосуды не были похожи друг на друга. Исполнитель может интерпретировать музыкальное произведение так, как это не может сделать никто другой. (Любезно предоставлено Майклом Куреком)

В-третьих, сосуд отличается от «канала», потому что он наполняется, хранит своё содержимое некоторое время и транспортируется в какое-то место перед тем, как опустеет. Напротив, канал, такой как садовый шланг или телефон, передаёт своё содержимое в режиме реального времени, не сохраняя и не транспортируя его.

Так называемый медиум, который утверждает, что «направляет» слова некоторых умерших душ и даже говорит их голосами, не вносит ничего от своей собственной личности, а только передаёт.

Сосуд однако — как мать, носящая ребёнка в утробе определённое время, вносит большой вклад в природу переносимого предмета. Содержимое музыкального сосуда — исполняемые композиции — в значительной степени зависят от личной интерпретации носителя.

Когда содержимое сосуда, наконец, выливается, сам сосуд уже не может контролировать, что происходит с содержимым. Точно так же, когда артист выходит на сцену, она или он не может быть уверен, что даже самые вдохновляющие выступления будут оценены по достоинству или, наоборот, останутся без внимания.

Следовательно, исполнители должны полностью отказаться от того, что подумают люди, прежде чем выходить на сцену, поскольку такие опасения будут только отвлекать от хорошей работы. Их задача состоит в том, чтобы выступить как можно лучше.

С духовной точки зрения, мы могли бы сказать, что как только содержимое сосуда выливается на аудиторию, это задача Бога, а не исполнителя, использовать его или не использовать в душе слушателя, в зависимости от того, открыт ли слушатель для восприятия этого.

Вопрос о непривязанности

Другой способ объяснить последний пункт и не беспокоиться о том, понравится ли людям исполняемое произведение, рассматривается в различных философиях и традициях, включая буддизм, как вопрос избавления от привязанностей.

Суть непривязанности — это свобода от тирании таких вещей, как материальное имущество, чтобы быть уверенным, что они не владеют вами. Если чувство собственного достоинства или самооценка исполнителя как личности зависит от того, что о нём написал газетный обозреватель, его жизнь превратится в американские горки взлётов и падений.

По этой причине, чтобы быть «сосудом», важно сохранять здоровую отстранённость от своего эго.

Американский композитор Майкл Курек является автором классического альбома № 1 Billboard The Sea Knows. Обладатель множества премий в области музыки, включая престижную премию Американской академии искусств и литературы в области музыки, он работал в Комитете по номинациям Академии звукозаписи на премию «Грэмми». Он является почётным профессором композиции в Университете Вандербильта.

Источник: The Epoch Tmes 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА