Александр Андреевич Иванов «Явление Христа народу» (Явление Мессии), 1837—1857. Холст, масло.  | Epoch Times Россия
Александр Андреевич Иванов «Явление Христа народу» (Явление Мессии), 1837—1857. Холст, масло.

Художник Александр Иванов: Никто, кроме меня…

Картина «Явление Христа народу» — одна из главных достопримечательностей Третьяковской галереи
Автор: 17.01.2022 Обновлено: 17.01.2022 09:57
Павел Михайлович Третьяков об этой картине мог только мечтать, так как при его жизни эта драгоценность находилась в коллекции Румянцевского музея. Сам российский император, Александр Второй, подарил её московскому музею. Картина попала в Третьяковку только в 1925 году. 

После того, как миновал революционный передел 1917 года, в галерею поступила обширнейшая коллекция произведений этого живописца. Сегодня полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» — одна из главных достопримечательностей Третьяковской галереи. Личность художника и история создания картины, несомненно, заслуживают нашего внимания.

Жизнь, которую мы собираемся описать, небогата событиями. В сущности, она заключает в себе одно крупное событие, которое заполняет её целиком; всё остальное служит прелюдией или эпилогом.

Александр Андреевич Иванов родился в 1806 году в Петербурге в семье художника, профессора Академии художеств. Отец был известен как автор картин на религиозные темы. Одна из его работ была удостоена золотой медали. Это давало ему право преподавать в Академии. Нечего и говорить, насколько был заинтересован Иванов-отец в развитии художественных способностей сына: с малых лет, заметив в Александре дарование, отец решил сделать из него настоящего художника.

До одиннадцати лет мальчик учился рисованию дома. Отец оплачивал уроки у профессоров Академии. Направляемый таким образом отцом, Александр Иванов в неполные двенадцать лет поступает в Императорскую академию художеств. Влияние отца на художественное развитие сына продолжалось до тех пор, пока отец был жив. Это был лучший советчик и самый доброжелательный критик художника. Александр Иванов всегда высоко чтил профессиональное мнение своего родителя.

Глубокое родственное чувство было свойственно всей семье Ивановых. Другой чертой, которая отличала эту семью, была чрезвычайная религиозность. Развитию этого качества способствовал весь образ жизни семейства.

Молодой Иванов в Академии делал быстрые успехи. Это часто вызывало недоверие к его таланту и подозрение, что это отец художника помогает ему в создании таких зрелых произведений. Многим казалось, что Александр Иванов просто баловень судьбы: так совпали его наследственные художественные способности, с идеальными условиями для их развития.

Особенно отличался молодой Иванов в рисовании с натуры; в этой области он поражал всех своими успехами. Вскоре по поступлении в Академию, он получил уже две медали за рисунок. В 1827 году Иванов получил золотую медаль за картину на библейский сюжет «Иосиф в темнице». Это имело огромное значение в жизни молодого человека. Общество поощрения художников решило послать талантливого юношу на свой счёт за границу для изучения мировых шедевров живописи и совершенствования мастерства.

В мае 1830 года состоялся отъезд Иванова за границу в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Командировка предполагалась трёхгодичная. Общество снабдило пенсионера подробной инструкцией, в которой указывалось, что и где необходимо посмотреть и на что обратить внимание. Предписывалось, между прочим, прежде чем попасть в Рим, целый год изучать искусство Германии и Франции. Но талантливый юноша нарушил рекомендацию: поработав несколько месяцев в Дрездене над копиями голов Сикстинской Мадонны и Христа, он уже через несколько месяцев оказался в Риме — городе своей мечты.

Вот так закончилась прелюдия к настоящей жизни художника Александра Иванова.

«Вечный город» произвёл на юношу такое сильное впечатление, что в его сознании померкли все образы Рима, нарисованные в мечтах. Реальный Рим был прекраснее. Художник хлопочет о разрешении рисовать в храмах и музеях и думает над сюжетом для большой картины. Эскизов много, но нет главной темы. Сюжет должен быть библейским или евангельским. Художник хранит в своей памяти сотни картин русских и европейских мастеров. Кажется, в Священных книгах не осталось ни одной страницы, какую бы за много веков не воплотили бы художники в линиях и красках. Иванов хочет написать такую картину, какой ещё не видывал мир. Он хочет найти такой момент в Библии, который бы содержал в себе смысл всего Евангелия. Такой момент найден и глубоко продуман: это будет момент встречи Ветхого завета и Нового.

Задумав создать большую картину на ключевую для всего человечества тему, он пробует найти «сюжет всемирный», но ещё ни разу не избиравшийся другими художниками. Впервые об этом Александр Иванов сообщает в письме 1833 года:

«…я остановился на Евангелии — на Евангелии Иоанна! Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелия — увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а, наконец, и лично Его представить народу!.. Предмет сей никем ещё не делан, следовательно, будет интересен и по новизне своей».

В первом появлении перед народом Иисуса художник увидел узловой момент всемирной истории, поскольку это евангельское событие означало наступление нового мира. Для Александра Иванова это было так ясно, что он удивлялся, как это не понимают другие. А другие, и даже отец, не понимали: «… избранный сюжет неудобоисполнителен по ограниченности живописи;  смысл всего Евангелия — предмет довольно важный, но как оный изобразишь?». Не одобрило проект и Общество поощрения художников, а это значит, что денег в нужном объёме на осуществление задуманного художник никогда не получит.

Если бы художник Иванов был человеком практичным, мы никогда бы не увидели его шедевра, но этот человек был особого склада. Помните, мы упомянули выше о его религиозности. Так вот именно религиозность дала ему уверенность, что эта идея может и должна быть воплощена в жизнь. Скромный от природы человек, веря, что талант у него от Бога смог сказать:

«Сего труда ни один человек, кроме меня, кончить не может».

С молитвой он приступил к делу всей своей жизни. Трудился он над картиной более двадцати лет. Это было неслыханно. Так пенсионеры от Общества поощрения художников никогда за границей не задерживались. Это вызывало у современников недоумение, в лучшем случае. А обычно — возмущение и насмешку.

Русских художников в Риме всегда было немало. Художники — народ весёлый. Итальянский климат располагает к приятному времяпровождению. Особенно, если ты молод. Хорошо, если родина заботится о развитии твоего талантов и регулярно присылает деньги. Но можно и самим заработать: написать на заказ портретик, пейзажик. Александр Иванов живёт отшельником, всё время проводит в своей студии или ездит в  одиночестве в поисках нужного для его большой картины пейзажа. Или ищет натурщика. В «празднике жизни» категорически не участвует, чем вызывает обиду и непонимание у знакомых русских.

Ивановым была создана целая картинная галерея портретов и пейзажей, из которых каждый — шедевр. И это всё подступы к главному труду. Работа ещё не закончена, но художник, наконец, открыл двери своей мастерской для гостей, желающих увидеть столь долгожданную картину.

В 1839 году Рим посетил наследник русского престола Александр Николаевич, будущий император Александр Второй, наследник сам ходатайствовал за Иванова перед Обществом поощрения художников после того, как посетил студию художника и оценил должным образом его многолетний труд.

Но проходят годы, а картина всё не готова. И уже помощи ждать не от кого и неоткуда. Большим утешением Александру Иванову стало знакомство с Николаем Васильевичем Гоголем.

Николай Васильевич Гоголь тоже считал Рим лучшим городом на планете. Именно здесь он обретал душевный покой и стимул к творчеству. Рим свёл двух талантливых людей: писателя Гоголя и художника Иванова. Оказалось, они очень близки по духу. Ежедневные беседы о судьбах России и русского искусства стали необходимы для обоих. Гоголь видел, как одержим художник воплощением своей идеи в жизнь. Писателю такое отношение к искусству и к жизни было близким, понятным и вызывало огромное уважение.

Николая Васильевич по себе знал, что значит безденежье для творческого человека, не умеющего и не желающего приспосабливаться к действительности, имеющего понятия о своём высоком предназначении. Чтобы сохранить свой талант и не разменять его на пустяки, нужен друг-меценат. У Гоголя был такой друг. Василий Андреевич Жуковский не был меценатом, но он был царедворцем, пользующимся огромным авторитетом у императорской семьи. Жуковский сумел выхлопотать материальную поддержку таланту Гоголя.

Теперь сам Гоголь старался найти богатых людей, могущих поддержать талант своего друга — живописца. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» в своём письме к графу Матвею Вильегорскому писатель даёт характеристику таланту Иванова, предсказывая великое будущее его картине. Гоголь пишет, что придёт такое время, когда каждый россиянин будет гордиться своей причастностью к гению художника, тем, что у него и Иванова одна вера и одна родина Россия.

Гоголь пишет, что те люди, что помогают деньгами осуществить великий замысел, могут быть спокойны за свои деньги: каждая копейка тратится только по значению. Художник работает так долго, потому что чувствует огромную ответственность за воплощение великой идеи. К этому периоду знакомства Иванова и Гоголя относятся два портрета писателя, написанные маслом.

Один портрет Гоголь подарил своему другу Василию Жуковскому. Кроме того, мы можем увидеть портрет писателя на самой картине «Явление Христа народу». Есть версия, что и свой автопортрет Иванов ставил на этом полотне.

Несмотря на то, что художник считал, что его двадцатилетний труд ещё нуждается в доработке, в 1858 году он предпринимает поездку в Россию и вывоз картины в Петербург.

Путешествие Иванова на родину представляло для него, человека крайне непрактичного, целый ряд проблем и психологических мучений и тревог за целостность картины. Её грандиозные размеры требовали неординарных решений для транспортировки через всю Европу сначала поездом до Гамбурга и Киля, а затем на казённом пароходе до Петербурга. От переживаний и волнений Иванов тяжело заболел, остался в Германии, а картина отправилась без сопровождения.

В начале мая 1858 года, то есть спустя 28 лет, художник оказался снова на родной земле, в Петербурге. Тяжёлое чувство, угнетавшее его уже несколько месяцев, исчезло, когда он узнал, что картина его находится в Зимнем дворце. Государь дважды смотрел «Явление Христа народу» и просил передать художнику своё одобрение.

В Белом зале Зимнего дворца открылась выставка одной картины. Посетителями выставки были самые знатные и уважаемые люди Петербурга и Москвы. Иванов расположил рядом с грандиозным полотном свои многочисленные эскизы к картине. Всем было видно, что совершён грандиозный труд во славу отечественного искусства.

Можно сказать, что теперь, в Петербурге, жизнь художника подошла к эпилогу. Друг живописца вспоминает:

«Однажды я пришёл рано утром в Белый зал, чтобы ещё раз пообщаться с художником и постоять в размышлении перед его грандиозной картиной. Иванова я уже застал в зале. Он стоял лицом к картине и был очень грустен. Когда я подошёл к нему, он повернулся и тихо сказал: «Тяжело мне расставаться с моим детищем; я бы многое хотел ещё поработать… Картина моя не есть последняя станция, за которую следует драться. Я за неё крепко стоял в своё время и выдерживал все бури, посреди их и сделал всё…»»

Теперь Александру Иванову предстояло заново узнать свою родину и понять. Ведь Россия так изменилась за 28 лет. Его занимало всё: новая живопись, новая литература, новые нравы, изменившийся Петербург. Он с удовольствием ходил на выставки, в театр, посмотрел, кстати, «Ревизора» своего друга Гоголя. Присутствовал при освящении Исаакиевского собора.

Прошло уже более шести недель, как он в Петербурге, а судьба его детища, картины «Явление Христа народу» ещё не решена. Ходят всякие слухи, нагнетая ещё большее напряжение в художественных кругах столицы. Что будет с картиной и что будет с творцом её? Александр Иванов ждёт со дня на день решения императора.

В самом конце июня 1858 года, не сумев подавить своего беспокойства и тревоги, художник почувствовал себя дурно. Случился приступ, а затем проявились все признаки холеры. Собравшиеся к полуночи доктора объявили, что положение больного безнадёжно. 3 июля художника Иванова не стало.

5 июля в домовой церкви Академии художеств толпились люди. Пришедшие отдать последний долг великому художнику, некогда произнёсшему гордые слова: «Сего труда ни один человек, кроме меня, кончить не может».

Похоронен Александр Андреевич Иванов в Санкт- Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА