От судьбы не уйти. Часть 1

Во что верили древние?
Автор: 12.01.2022 Обновлено: 14.01.2022 10:31
Как отмечает культуролог Дэвид Брукс в своей книге «Дорога к характеру», «зрелый человек обладает целеустремленностью».

Но независимо от того, нужно ли чувство цели для зрелости или нет, философ Ричард Смоули в своей книге «Сокровенное христианство: путеводитель по эзотерической традиции» замечает:

«Почти каждый в тот или иной момент чувствует ее: у каждого из нас есть чувство, пусть слабое, что существует некая уникальная цель, для которой мы были призваны к жизни, и которую никто другой не может выполнить».

Ощущение наличия цели характерно для «высокого благополучия», так утверждала писательница Гейл Шихи.

И как только мы начинаем думать об этом, мы понимаем, что если в нашей жизни есть цель, то есть и ощущение «судьбы» или «предназначения». Цель приводит нас к судьбе, благодаря которой мы чего-то достигаем или, что еще важнее, становимся кем-то как в том случае, когда, как желудь становится дубом, а не засыхает.

Когда у людей есть это четкое ощущение цели, им часто кажется, что другие люди и события каким-то образом способствуют, помогая им приблизить ее. Эти совместные события и люди, появляющиеся в жизни человека, имеют загадочную синхронизацию — совпадают с нашими потребностями как раз в нужное время.

Ученый Дэвид Макнелли отмечает в своей статье «Даже орлам нужен толчок», что синхронность сопровождает убежденного человека, а целеустремленность и убежденность, конечно же, идут рука об руку. Карл Юнг, великий психолог, определял синхронность как «обстоятельства, которые кажутся осмысленно связанными, но не имеют причинно-следственной связи».

Назад к древним

Но нам не нужна современная психология, чтобы рассказать нам о судьбе, потому что древние сами были сильно озабочены этой темой. О том, что люди издавна были озабочены вопросом значения «судьбы» в жизни каждого, мы можем узнать из мифологических источников.

Например, канадский египтолог Дональд Б. Редфорд, писал, что у древних египтян «существовало три силы (или божества), связанные с судьбой человека». Три египетских божества соответствуют трём Норнам источника Урд в скандинавской мифологии, и сродни трём греческим Судьбам или Мойрам.

От судьбы не уйти. Часть 1

Три норныиз норвежской мифологии совпадает с тремя греческими богинями. Иллюстрация Людвига Бургера 1882 года. (PD-US)

Почему три? Ну, одной из причин должен быть тот факт, что само время имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее. Поэтому паутина судьбы должна быть сплетена из (1) некоторого предшествующего момента в (2) настоящее, а затем (3) в будущее, которого человек не знает, но в которое верит.

В одном повествовании о судьбе в греческой мифологии говорится, что царь богов Зевс женился на титаниде Фемиде — богине справедливости и законного порядка. У них родились три богини судьбы — мойры: Клото, Лахесис, Атропос. Они символизировали «божественное предопределение», высший закон природы, Согласно мифологии Клото прядёт нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, а Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить.

И даже сам Зевс зависит от них. Однако другая версия трактует эту ситуацию немного иначе. Как пишет классик Роберт Грейвс в книге «Греческие мифы», пифийская жрица однажды призналась оракулу, что Зевс сам подчиняется судьбам, потому что они не его дети, а дочери богини Ананке, олицетворяющей предопределенность и необходимость. Необходимости, против которой не могут бороться даже боги. Великую богиню Ананке также называют «неизбежность».

Эта точка зрения нашла свое отражение в величайшем произведении Гомера «Илиаде». В ней, мы видим, что, несмотря на свою огромную любовь к сыну Сарпедону, Зевс не может изменить судьбу своего сына, который погибает от руки Патрокла. Таким образом, Зевс является скорее исполнителем судьбы, чем её источником.

От судьбы не уйти. Часть 1

В одном из мифов даже Зевс не может изменить судьбу своего сына Сарпедона, смерть которого изображена на керамическом обломке, около 400 года до н. э. (Public Domain)

Тем не менее, греческие мифы в изобилии свидетельствуют о божественных и человеческих усилиях изменить, изменить или обратить вспять судьбу. Сам Зевс, заранее предупрежденный, что ребенок нимфы Фетиды будет более великим, чем его отец, ловко уклоняется от совокупления с ней и, таким образом, избегает собственного поражения.

На самом деле, именно этот маневр приводит к тому, что Фетида рождает Ахилла, знаменитого воина Трои, которому три судьбы предоставили выбор: долгая жизнь в легкости и безвестности или молодая смерть и бессмертная слава? Мы знаем, что он выбрал, но был ли это правильный выбор? В сопутствующем эпосе Гомера «Одиссее», мы находим тень Ахилла, оплакивающего свою судьбу, когда он говорит Одиссею: «Я лучше буду служить чужому работнику, бедному крестьянину без земли и жить на земле, чем быть повелителем всех безжизненных мертвецов». Он осознал свою судьбу, но, похоже, ее конец его сильно разочаровывает.

Аполлон, бог пророчества, был в большом долгу перед царем Адметом. Поэтому Аполлон напоил Судьбы и взял с них обещание, что если кто-нибудь умрет от имени Адмета, то Адмет сможет продолжать жить; другими словами, отсрочить судьбу Адмета — отсрочить его судьбу, но не остановить или изменить её.

Но предопределенность судьбы можно обойти, как это сделал Персей, заставив мойр раскрыть местонахождение Медузы, чтобы он мог исполнить свое предназначение и убить её. Но активное стремление остановить судьбу чревато ужасными последствиями. Возможно, самым драматичным примером в греческой мифологии является история врача Асклепия. Он воскресил Ипполита из мертвых для богини Артемиды, но Аид и три мойры были настолько возмущены этим нарушением космического этики, что потребовали от Зевса убить Асклепия ударом молнии.

В греческой мифологии людям не суждено воскреснуть из мертвых! Но если история Асклепия и является самым драматичным примером, то далеко не самым известным.

От судьбы не уйти. Часть 1

Врач Асклепий воскресил из мертвых Ипполита, и за этот поступок мойры потребовали его смерти. Музей театра Эпидавра. (Michael F. Mehnert/CC BY-SA 3.0)

Самый известный пример человека в греческой мифологии, стремящегося избежать судьбы, безусловно, Эдип. Предсказания оракула гласили, что этот ребенок убьёт своего отца и женится на своей матери. Его родители пытались предотвратить трагедию, как и сам Эдип. Но, и здесь, невольно, все их действия были направлены на исполнение пророчества.

Как завораживает нас история Эдипа! Отчасти потому, что (в отличие от героев-полубогов, таких как Геракл, Тесей, Орфей, Персей и т. д.) он всего лишь обычный человек. Он не обладал сверхчеловеческими способностями, но боролся с судьбой в мире богов и монстров. История Эдипа становится для нас более трагической и актуальной, когда мы осознаем, что он человек как и мы.

Во второй части этой статьи я собираюсь рассмотреть попытку Эдипа избежать своей судьбы, а также сравнить её с другим известным примером того, как кто-то бросает вызов своей судьбе, но из другого древнего источника, а именно, с историей ветхозаветного пророка Иона. В случае с Ионой, Бог предопределил его миссию, то есть определил его жизненную цель, но Иона сознательно бросил ей вызов. Умышленно? Невольно?

Во второй части статьи мы рассмотрим более подробно эти истории.

Джеймс Сейл — писатель и редактор. Автор более 50 книг. Многократный призер поэтических премий. Для получения дополнительной информации об авторе и его проекте Dante посетите веб-сайт EnglishCantos.home.blog.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА