Пять видов уникального вооружения Китая (и зачем оно ему нужно)

Автор: 06.03.2021 Обновлено: 09.08.2023 20:18

Китайское армия часто опиралась на советское вооружение (например авианосец «Ляонин» купили у Украины) и на кражу западных технологий, как в случае в двумя истребителями пятого поколения, которые сильно напоминают американские F-22 и F-35.

Однако в народно-освободительной армии Китая (НОАК) есть вооружение, которое не имеет аналога в западных армиях.

Горный танк ZTQ

О китайском лёгком танке, созданном в 2011 г., известно немного. О нём можно судить только по нескольким фотографиям, размещённым в военных блогах и китайских социальных сетях. На них танк едет по пустыне или в горах. Он оснащён башней с западным дизайном и 105-миллиметровой пушкой.

По всей видимости, ZTQ создан для поддержки воздушно-десантных войск и других сил в условиях, когда невозможно доставить тяжёлое вооружение. Это делает его идеальным оружием для китайских войск, расположенных вдоль индийской границы в Гималаях или в джунглях, на границе с юго-восточными соседями ― Вьетнамом и Мьянмой.

Учитывая, что китайские вооружённые силы в этих районах оснащены старыми танками Type 59 (созданы на основе советского танка Т-55) или лёгкими танками Type 62, ZTQ ― это шаг к модернизации.

Ядерные ракеты на транспортно-пусковых установках

В конце холодной войны американцы начали разработку малогабаритной ядерной ракеты Midgetman, которую можно запускать с большого грузовика ― транспортно-пусковой установки. Ракета предназначалась для усиления американского арсенала на случай гипотетической ядерной войны.

Несмотря на успешно проведённые испытания, проект свернули в 1992 г. из-за сомнений в необходимости такого оружия в виду окончания холодной войны.

Китайские военные смотрели на вещи иначе. Хотя ядерный арсенал Китая значительно уступает России и США, Китай постоянно работает над модернизацией ракет и пусковых установок. В Китае давно разработаны ракеты на транспортно-пусковых установках, которые способны достичь Северной Америки, и эта технология улучшается. В феврале 2015 г. китайские военные опубликовали фото новой транспортно-пусковой установки для перевоза DF-31B, ракеты с РГЧ ИН.

 

Новая китайская транспортно-пусковая установка заслуживает внимания, потому что это вездеход. Благодаря этому китайские ракетные войска при выборе места запуска получат большую свободу (и хорошую маскировку), объяснил Ричард Фишер, старший сотрудник Международного стратегического аналитического центра.

Гигантские сторожевые корабли

В прошлом году появились сообщения о строительстве нескольких 10 000-тонных сторожевых кораблей БОХР на верфи «Цзяннань» в Шанхае. Эти корабли в два раза больше, чем самые крупные американские сторожевые корабли.

Эти корабли легко вооружены, однако могут перевозить огромное количество грузов, оборудования и солдат на длинные расстояния. Судно также может перевозить многоцелевые вертолёты Z-8, что позволит быстро перебрасывать людей и оборудование без необходимости заходить в порты.

С полным оборудованием вес кораблей достигает 15 000 тонн. Это на 50% тяжелее, чем американские ракетные крейсеры типа «Тикондерога» водоизмещением 9800 тонн.

Но более уместно сравнение не с американскими крейсерами, а с японскими сторожевыми кораблями типа «Шикисима». Они имеют водоизмещение 9000 тонн и способны достичь Европы без дозаправки.

К примеру, флагман Тихоокеанского флота России ракетный крейсер «Варяг» имеет водоизмещение 11490 тонн, а у остальных основные судов флотилии водоизмещение не превышает 7000 тонн(у каждого судна).

450-тонное судно на воздушной подушке

Поскольку речь зашла про большие корабли, надо вспомнить о советских «Зубрах». Они созданы не в Китае, но стоят на вооружении китайского ВМФ.

корабль Зубр

Российский «Зубр», 26 сентября 2013 г. Фото: ALEXEY DRUZHININ/AFP/Getty Images

«Зубр» весит 450 тонн и имеет длину 6 метров. Несмотря на это, он в три раза быстрее, чем самое быстрое американское судно такого класса. Он может перевозить три танка, восемь боевых машин пехоты или 375 вооружённых пехотинцев.

Размеры и скорость «Зубра» (111 км/ч) делают его идеальным судном для решения главной проблемы Китая ― вторжения на Тайвань.  Западная береговая линия острова делает Тайвань непреступным для обычного десанта, но не представляет сложности для судна на воздушной подушке.

Китай закупил два «Зубра» у Украины, а также лицензию на их производство.

Зубр

Российский «Зубр», 26 сентября 2013 г. Фото: ALEXEY DRUZHININ/AFP/Getty Images

Противокорабельные баллистические ракеты

Несмотря на стремительное развитие в последние десятилетия, китайский флот по мощи по-прежнему уступает ВМФ США, и в обозримом будущем эта ситуация не изменится.

Китай пытался нивелировать преимущество западных ВМФ с помощью противокорабельных ракет дальнего радиуса действия. Но у этой стратегии был изъян: чтобы потопить американский авианосец, не хватит даже целого роя сверхзвуковых ракет.

И тогда Китай занялся развитием противокорабельных баллистических ракет. Конечно, попасть баллистической ракетой по движущемуся объекту ― задача не из лёгких. Но защититься от баллистических ракет из-за их скорости и траектории не менее сложно.

Разработки подобного вооружения начались в 70-е годы. Китайцы взяли за основу советскую ракету R-27K, но проект не удалось довести до ума из-за договора, ограничивающего количество баллистических ракет.

Позднее Китай занялся разработками противокорабельных баллистических ракет, которые не подпадают под ограничения. В 2010 г. Китай объявил о создании первой в мире противокорабельной баллистической ракеты DF-21D. Радиус её действия составляет 1440 км, она имеет несколько боеголовок и способна маневрировать в полёте, преследуя движущийся объект. По мнению Института ВМФ США, одного попадания такой ракеты достаточно, чтобы разрушить авианосец.

Версия на английском

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА