Поиски правосудия в бесправном Китае

Автор: 06.01.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:55

28 января 2009 года семье Цзян Сицина позвонили из исправительно-трудового лагеря Сишанпин в Чунцине. Им сообщили, что их отец внезапно скончался. /epochtimes.ru/

«Острый сердечный приступ», ― так объяснили смерть 66-летнего мужчины. Но дети видели его за день до этого, и он отлично себя чувствовал.

Четверо детей и трое других родственников сели в машину и поспешили в трудовой лагерь. Когда они приехали, полупьяные охранники отправили их в отель «Юсюнь» неподалёку.

Там им несколько часов пришлось ждать поездки в морг, чтобы увидеть тело отца. Увиденное их шокировало.

«Мой папа не умер, он жив!», ― закричала Цзян Хун, его старшая дочь. Они почувствовали, что его лицо и грудь теплее, чем их руки.

Запаниковавшие охранники начали кричать и нападать на них. «Мы были возмущены и при этом совершенно беспомощны против огромной толпы охранников», ― позднее написала его младшая дочь Цзян Ли.

Следующие шесть лет они пытались добиться правды, выяснить, как он умер, и призвать виновных к ответу. Им сказали, что его органы были удалены и использованы как анатомические образцы.

Когда стало ясно, что родственники умершего не отступят, дело стало походить на классический полицейский роман. Адвокатов, которых они привлекли, избивали, даже пытали, и неоднократно предлагали крупные суммы денег.

На момент смерти Цзян Сицин отбыл половину своего годового срока в исправительно-трудовом лагере. Он был последователем духовной практики Фалуньгун, которую в Китае преследуют уже 16 лет. Это было его единственное преступление.

Цзян Сицин (слева) и его жена Ло Цзэхуй. Их дочь Цзян Ли пытается выяснить обстоятельства смерти отца в трудовом лагере. Фото: Minghui.org

Цзян Сицин (слева) и его жена Ло Цзэхуй. Их дочь Цзян Ли пытается выяснить обстоятельства смерти отца в трудовом лагере. Фото: Minghui.org

История Цзян Сицина привлекла международное внимание благодаря адвокатам, сообщившим зарубежным СМИ и правозащитным организациям о насилии, которому они подверглись от китайской полиции.

Истина, Доброта, Терпение

В 80-е и 90-е годы в Китае обрели популярность различные виды цигун. Миллионы китайцев выполняли упражнения в парках и на общественных площадях. Правящая в стране китайская компартия поддерживала цигун как эффективный и недорогой способ улучшить здоровье, экономящий средства государственной системы здравоохранения.

Занятия практикой Фалуньгун на площади Сянься в Чунцине, 1998 год. Фото: Minghui.org

Последователи Фалуньгун выполняют упражнения на площади Сянься в Чунцине, 1998 год. Фото: Minghui.org

Фалуньгун ― разновидность цигун, который включает духовное совершенствование в соответствии с принципами «Истина, Доброта, Терпение» и пять комплексов медитативных упражнений. После начала распространения в 1992 году, он стал самым популярным видом цигун.

Ло Цзэхуй, жена Цзян Сицина, как и многие китайцы, начала практиковать Фалуньгун в 1996 году в надежде избавиться от мучительных болезней. Её здоровье и душевное состояние улучшилось. Цзян Сицин помогал своей безграмотной жене читать «Чжуань Фалунь», в которой было изложено учение Фалуньгун. А затем и сам заинтересовался и стал практиковать Фалуньгун. Пожилая пара познакомила с практикой своих детей.

К 1999 году Фалуньгун распространился по всему Китаю. Согласно официальным данным, свыше 70 миллионов китайцев ежедневно выполняли упражнения Фалуньгун в публичных местах, а общее число последователей превысило 100 миллионов человек.

«Это слишком жестоко!»

Возглавлявший компартию Цзян Цзэминь решил, что мирная медитация представляет угрозу для социальной стабильности и компартии. 20 июля 1999 года Цзян приказал отделу общественной безопасности «уничтожить» Фалуньгун. Он распорядился, чтобы последователей Фалуньгун увольняли с работы, отправляли в исправительно-трудовые лагеря для идеологического «перевоспитания» и подвергали пыткам, вынуждая их отказаться от своей веры.

Согласно неполной статистике сайта «Минхуэй», от пыток скончалось свыше 3 900 последователей Фалуньгун, сотни тысяч были арестованы или направлены в исправительно-трудовые лагеря. По данным исследователей, с 2000 по 2008 год около 65 тысяч последователей Фалуньгун были убиты для продажи их органов. Общее число убитых в результате извлечения органов может превышать 100 тысяч человек.

После начала кампании против Фалуньгун Цзян и Ло поехали в Пекин для апелляции. Пожилую пару задержали и отправили в «центр перевоспитания». Из-за преклонного возраста поначалу им удалось избежать жестоких побоев и изнурительного рабского труда, которому подвергли многих последователей Фалуньгун.

Ситуация изменилась в 2008 году перед Олимпийскими играми в Пекине. Ло Цзэхуй арестовала полиция Чунцина 13 мая 2008 года. В этот же день полиция ворвалась в их дом и забрала Цзян Сицина.

Цзян был приговорён к году принудительных работ в лагере Сишанпин. Суд над Ло проходил закрыто. Её приговорили к 8 годам заключения в исправительном женском центре Юнчуань. В центре её избивали до потери сознания по меньшей мере три раза.

«Восемь лет! Это слишком жестоко!» ― произнёс Цзян Сицин, когда узнал о приговоре своей жены. Он заплакал.

«Мой папа ещё жив»

27 января 2009 года, накануне смерти Цзян Сицина, семья видела его последний раз. Во время короткого визита Цзян поцеловал свою внучку. «Мы понятия не имели, что видим отца в последний раз», ― вспоминают его дети.

На следующий день в 15:40 им позвонили и сообщили, что Цзян скончался час назад. Семью пустили в морг только в 22:00.

Первое, на что родственники обратили внимание ― тело отца было тёплым. Оно было мягким, хотя якобы пролежало в холодильнике морга семь часов.

«Идите сюда и спасите моего отца! Он ещё жив!» ― закричали родственники. Они попытались вытащить его тело из морга и провести реанимацию. Но тюремные охранники выгнали родственников из морга.

Полиция кремировала тело Цзян Сицина несколько дней спустя вопреки желанию родственников.

Попытки властей замести следы

В следующие несколько месяцев власти Чунцина пытались замести следы.

Они дали противоречивые объяснения его смерти. Сначала они сказали, что внезапный сердечный приступ был вызван «гуа ша» ― методикой лечения традиционной китайской медицины для открытия энергетических каналов. Кожу мягко скребут плоским объектом, что вызывает лёгкое покраснение кожи.

К этому странному объяснению смерти добавилась одна пугающая деталь. Когда 27 марта 2009 года родственники встретились с чиновниками, чтобы получить отчёт о вскрытии, Чжоу Байлин из чунцинской прокуратуры сообщил, что органы Цзяны удалили для изготовления «анатомических препаратов». Этот разговор задокументирован, потому что семья настояла, чтобы встреча была записана.

Во время встречи двух родственников с 20 чиновниками из «Офиса-610» и бюро общественной безопасности чиновники заявили, что Цзяну не проводили процедуру «гуа ша».

Затем чиновники предложили решить проблему с помощью денег. В частной беседе Чэнь Цзюжун, директор полицейского департамента в Чунцине, предложил семье 300 тысяч юаней ($47 тысяч) плюс условно-досрочное освобождение их матери, если они оставят попытки докопаться до правды.

В 2012 году полиция Чунцина предложила Цзян Ли «назвать любую сумму», чтобы закрыть дело. Семья отказалась и подала петицию центральным властям в Пекине с требованием провести расследование смерти их отца.

«Китайские региональные чиновники нередко подкупают жертв, чтобы замять дело, потому что апелляция высшим властям может негативно сказаться на их продвижении по службе», ― сказала Сара Кук, старший аналитик в неправительственной организации Freedom House.

Давление со стороны властей

Когда взятка не помогла, китайские органы общественной безопасности перешли к угрозам.

В декабре 2009 года руководство компании Shanghai Airlines, где работала Цзян Ли, уволило её. Муж Цзян, работавший охранником на фабрике, подал на развод, потому что больше не смог выносить давление со стороны властей.

Люди, пытавшиеся оказать помощь, также пострадали. Чжан Кая и Ли Чуньфу, адвокатов из Пекина, 20 мужчин задержали в доме Цзян в Чунцине 13 мая 2009 года. Адвокатов отвезли в полицейский участок, где их допрашивали несколько часов, а потом избили. Это случай привлёк внимание китайских правозащитников.

В августе 2015 года оба адвоката пропали без вести во время кампании китайских властей против адвокатов и правозащитников.

Их друг Лян Сяоцзюнь рассказал по телефону 2 ноября: «Их забрали. Я не знаю, где они находятся. Я не могу с ними связаться, никто не может с ними связаться».

Случай с исчезновением адвокатов привлёк международное внимание, а дело о загадочной смерти мужчины было замято.

Сара Кук считает, что полиция всё-таки заплатила семье Цзяна, чтобы они замолчали. Ло Цзэхуй, мать Цзян Ли, освободили из трудового лагеря в 2010 году. Это первый случай в Чунцине, когда последователя Фалуньгун освободили досрочно.

После освобождения матери Цзян Ли продолжила поиски правды о смерти отца.

Шесть лет апелляций

Этот процесс затянулся на пять лет, но не принёс результата. Цзян Ли даже арестовывали на несколько дней или недель в Шанхае и Пекине.

Отдельные чиновники выразили ей сочувствие. Например, два чиновника из главного офиса государственного совета Китая в сентябре 2012 года. Когда они спросили, почему она просто не примет компенсацию от властей, Цзян Ли ответила: «Потому что человеческая жизнь бесценна».

«История семьи Цзян Ли показывает, с какими серьёзными преследованиями сталкиваются последователи Фалуньгун в Китае. В тюрьмах с ними обращаются хуже всего», ― прокомментировала Кук.

«Это наглядно демонстрирует парадокс в сегодняшнем Китае: с одной стороны ― современная экономика, с другой ― средневековые пытки и убийства», ― отмечает Кук.

В этом году Цзян Ли по туристической визе приехала в Нью-Йорк 19 июля. Она надеется передать это дело в ООН.

Цзян Ли участвует в акции протеста у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, призывая китайского президента Си Цзиньпина остановить преследования Фалуньгун в Китае. Фото: Samira Bouaou/Epoch Times

Цзян Ли участвует в акции протеста у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, призывая китайского президента Си Цзиньпина остановить преследования Фалуньгун в Китае. Фото: Samira Bouaou/Epoch Times

Сейчас она живёт в китайском квартале во Флашинге, Нью-Йорк. Она рассказывает историю своей семьи китайским туристам на Таймс-Сквер.

«Я рассказываю её всем, ― говорит Цзян, ― это реальные факты, это всё правда».

Цзян ― одна из 190 тысяч последователей Фалуньгун, которые подали судебные иски на Цзян Цзэминя, бывшего главу компартии. Но она больше не надеется получить ответ от китайских властей, почему умер отец. По крайней мере, пока страной управляет китайская компартия.

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА