«Серебряный мороз», около 1923 года, Иван Шультце. (Всеобщее достояние)  | Epoch Times Россия
«Серебряный мороз», около 1923 года, Иван Шультце. (Всеобщее достояние)

Иван Шультце: художник света и снега

Пейзажисты дарят нам возможность восхищаться красотами самого холодного времени года
Автор: 16.02.2022 Обновлено: 16.02.2022 09:50
Русские художники раскрывают чудеса природы всех времен года, особенно зимнего. Ранние русские художники-пейзажисты подражали итальянским, но вскоре они выработали собственный стиль. Алексей Венецианов (1780–1847), Никифор Крылов (1802–1831) и Григорий Сорока (1823–1864) проложили путь талантливому пейзажисту, преуспевшему в снежных пейзажах, Ивану Федоровичу Шультце (1874–1939).

Шультце, семья которого несколько поколений жила в Петербурге, по образованию инженер. Несколько лет он работал над проектами, связанными с электричеством в Финляндии. Однако его всегда тянуло к живописи. В 30 лет Шультце стал брать уроки у великого пейзажиста Константина Яковлевича Крыжицкого, члена престижной Императорской Академии художеств, основанной Петром Великим. Он обучал Шультце традиционной академической живописи. В 1910 году он ездил в экспедицию на арктический остров Шпицберген и привез несколько этюдов, которые высоко оценил его наставник.

Голландскую популярную ландшафтную живопись в конце XV века считали второстепенным жанром. В XVII веке Клод Лоррен и Никола Пуссен усовершенствовали композиционную структуру пейзажной живописи под названием «кулиса». Природные объекты, такие как деревья, обрамляют картину, как театральный занавес. Кулиса служит фоном для более светлого, отдалённого фона. Шультце часто использовал этот композиционный приём в своих картинах.

Политический переворот

Его пейзажи пользовались большим спросом. Они были в коллекциях Карла Фаберже, а несколько картин было приобретено даже членами царской семьи. Но после революции 1917 года творчество Ивана Шультца в России закончилось. Смена политической власти требовала актуализации других мотивов от художников. Они нанимались для визуализации большевистской пропаганды населению. Хотя это делалось в основном художниками-плакатистами, все художники должны были следовать идеям нового правительства. Произведения Шультца не соответствовали стилю и запросам социального реализма, поэтому ему пришлось принять трудное решение — уехать из страны.

Почти два года с 1917 по 1919 годы он скитался по Европе. Жил в Италии, Швейцарии и Франции. В 1921 году он вернулся в страну Советов, надеясь, что сможет заниматься искусством при новом режиме в Обществе художников-индивидуалистов. Был участником нескольких выставок, но, вскоре понял, что должен эмигрировать уже навсегда.

Много лет Шультце писал пейзажи в горах Франции и Швейцарии, которые напоминали ему о родине. Множество работ он завершил в швейцарском регионе Энгадин. Его картины в 1923 году были представлены в Парижском весеннем салоне и быстро раскупились.

Свет, тень и снег

Наиболее важным фактором в живописи в северных регионах является снег, который позволяет художникам изучать уникальность света, цвета и тени, которые может дать только снежный покров. Рисование снега связано с интенсивным светом. Отражение снегом солнечных лучей делает его очень ярким, а тени незаметными.

Художники отмечают, что зимой, что в зависимости от времени суток у теней на снегу разный цвет: серый в одно время и синий в другое. В зависимости от положения солнца палитра может быть холоднее или теплее. Удивительно, но на многих пейзажах земля кажется темнее неба, а снежный пейзаж может быть светлее неба.

Среди картин Шультце много сюжетов с океаном, озёрными берегами и водными путями, которые хорошо сочетаются с заснеженной местностью. Его зимние закаты пропитаны тёплыми оранжевыми, жёлтыми и тёмно-красными тонами, а утренние декорации — холодными розовыми тонами.

Он писал не только снежные пейзажи. Картина Шультце «Пшеничные поля» показывает влияние Джона Констебла, художника-пейзажиста английской сельской местности, в тщательном изображении вздымающихся облаков.

Его пейзаж Энгадин представляет удивительную сцену раннего утра с ярко-синими тенями деревьев, которые окутаны блестящими розовыми шипами инея. В центре картины небольшой ручей. Атмосфера начала зимы или прошедшей ледяной бури, покрывшей деревья сверкающими ледяными кристаллами. Сияющие деревья, кажется, несут надежду на тепло.

Картина Шультце голых деревьев у пруда погружает нас в раннее утро с голубыми тенями и тёплыми тонами на деревьях. Деревья представляют собой вертикальное равновесие с горизонтальным берегом пруда, отражающим деревья. Снежные бугорки и холмы вдоль берега с выглядывающими из-под снега голыми кустами показывают высокие снежные участки с розовыми тенями. Сплошное голубое небо на заднем плане — это только основа для светлой нижней сцены. Слой деревьев на линии горизонта образует линию, отделяющую землю от неба.

Медитация на природе

Художники-пейзажисты из северных регионов напоминают нам о зимней красоте. Их искусство позволяет нам наслаждаться воспоминаниями: снежными ангелами, скульптурами и катанием на лыжах на свежем холодном воздухе. Они дарят нам природу самого холодного, но прекрасного времени года.

Г. Блэр Лэнг писал о Шультце в «Воспоминания торговца произведениями искусства»:

«Он рисовал захватывающие снежные сцены, в которых свет буквально светит из холста».

Работы Ивана Шультце представлены во многих музеях мира, включая Музей изящных искусств в Монреале, Санкт-Петербургский музей Арктики и Антарктики и Художественный музей в Индианаполисе.

Татьяна Попова обозреватель и журналистка The Epoch Times, специализирующаяся на материалах о мире культуры и искусства 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА